Телевыступление на I Московском экологическом форуме

27 ноября 2005

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!


Рад приветствовать вас на I Московском экологическом форуме. Считаю его проведение весьма своевременным. Надеюсь, что он сыграет заметную роль в реальном диалоге общества и власти по самым актуальным проблемам нашей жизни.


К сожалению, таких проблем много, и среди них — растущая загрязненность окружающей среды, слабый экологический контроль, низкий уровень экологической безопасности.


В последнее время принято более 30 федеральных законов и 200 подзаконных актов, регулирующих охрану окружающей среды и природопользование в нашей стране. Однако механизмы их действия оказались несогласованными.


Например, с 1 января 2006 года органы власти субъектов Российской Федерации утрачивают право осуществления экологического контроля. Соответствующие полномочия передаются органам местного самоуправления, которые не располагают на сегодняшний день необходимыми возможностями для этой деятельности. Последствия могут оказаться самыми негативными.


Убежден, что законодательство в сфере экологии должно опираться на положение 72-й статьи Конституции, где идет речь о совместной деятельности субъектов и центра. Целесообразно сохранять и всемерно укреплять все три уровня экологического контроля — федеральный, субъектов Федерации и муниципальный.


Нужно создавать систему предупреждения и ликвидации негативных экологических последствий экономической деятельности. До сих пор не принят Федеральный закон «О плате за негативное воздействие на окружающую среду». Между тем, еще в июне 2003 года Президент России Владимир Путин на Президиуме Госсовета поручил правительству оперативно завершить работу над этим законом и внести его в Государственную Думу.


Полагаю, что решению многих экологических проблем послужит также переход от штрафов, зачастую символических, к законодательному стимулированию создания экологически чистых производств и транспорта.


Профильный комитет Совета Федерации сегодня ведет разработку проекта Федерального закона «Об обязательном экологическом страховании». Этот закон запустит один из важнейших экономических механизмов в сфере охраны окружающей среды.


У Москвы свое природоохранное законодательство. В ряде аспектов оно превосходит федеральное и могло бы служить образцом для всей страны. Однако строгие экологические нормы остаются пока только на бумаге. При всей любви к Москве приходится признать: проблемы окружающей среды в городе, где мы живем и работаем, стоят весьма остро. Это негативно отражается на здоровье, продолжительности и качестве жизни москвичей. Нарушаются конституционные права граждан на благоприятную среду обитания.


Самая серьезная проблема экологии Москвы — загрязненность воздуха. Природный комплекс города сжимается сегодня, как шагреневая кожа. Зеленые зоны отступают под натиском коммерческой застройки, часто называемой уплотнительной.


В то же время стремительно растет парк автотранспорта. Низкая пропускная способность московских дорог ведет к постоянным автомобильным пробкам, и мы видим, как идут вредные выбросы. Продолжается использование некачественных видов топлива, от которых давным-давно отказались уже в Европе.


Убежден, что ключ к проблеме чистого воздуха Москвы лежит в оптимизации транспортных потоков, а также строгом соблюдении технических норм экологической безопасности. Пропускную способность московских дорог следует увеличивать. Нужно строить многоуровневые развязки, опираясь на опыт самых динамично развивающихся мегаполисов мира.


Конечно, многое делается, но этого, к сожалению, недостаточно.


Основным общественным транспортом Москвы является метрополитен. Сегодня и он находится в критическом состоянии. В московском метро нет нормальной вентиляции, там очень душно. Срочно нужны новые линии, новые станции. С каждым годом проблемы будут только накапливаться, поэтому приступать к модернизации метро на самом деле нужно было еще вчера, но и сегодня еще не поздно.


Убежден, что решение всех экологических проблем города целиком и полностью зависит от эффективности правоприменительной практики, обеспечения природоохранных гарантий. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит экологической общественности города.


К сожалению, мы видим, что пока диалог власти с обществом не налажен.


Московские экологические организации необходимо реально подключать к выработке решений по охране окружающей среды, профилактике экологических рисков, экологическому мониторингу.


Главным условием успешного диалога станет открытость экологически значимой информации. Экологи настаивают на том, чтобы информация была доступна на ранних стадиях рассмотрения инвестиционных проектов.


Информация о состоянии окружающей среды должна быть доступна не только специалистам, но прежде всего населению города. Город нуждается также в системе экологического просвещения всех жителей от мала до велика, от рядового москвича до бизнесменов и чиновников, принимающих ответственные решения.


У общественных экологических организаций должен быть партнер во властных структурах, для которого охрана окружающей среды в городе была бы не только служебной обязанностью, но и неформальным делом.


И таким партнером в Москве все чаще становится комиссия по экономической политике Московской городской думы, которая провела обсуждение экологической доктрины города Москвы. Я хотел бы также отметить и деятельность депутата Мосгордумы Ирины Рукиной, которая активно поддерживает проведение этого форума.


Дорогие друзья! Результаты работы Московского экологического форума несомненно повлияют на экологическую ситуацию не только в столице, но и во всей стране. Со своей стороны отмечу, что Совет Федерации и в дальнейшем будет способствовать развитию законодательной базы государственной экологической политики.


Желаю вам успеха в вашей ответственной деятельности!


Всего вам доброго!