"Развитие парламентаризма и процессов демократизации общества в современной России" (лекция, прочтенная в Национальном университете Сингапура 17 января 2005 года)

17 января 2006

Наша встреча проходит в ходе официального визита делегации Совета Федерации в Республику Сингапур. В ваш прекрасный город мы прибыли из Джакарты, где проходит 14-я сессия Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума.


У нас уже состоялся ряд ответственных встреч с Президентом Республики Селлапаном Раманатаном, Премьер-министром Ли Сянь Луном и Спикером Национального парламента Абдуллой Тармуги.


Теперь я рад возможности пообщаться с преподавателями и студентами Национального университета Сингапура – главного высшего учебного заведения вашей Республики, одного из ведущих университетов мира. Мне приятно отметить, что ваш вуз поддерживает активные связи с 24 вузами России, в том числе с родным для меня Санкт-Петербургским университетом. В вашем университете работают и проходят обучение наши соотечественники из разных городов России.


Отрадно, что между нашими странами сейчас интенсивно развиваются конструктивные отношения. Именно Сингапур выступает координатором диалога Россия – АСЕАН. Им была проделана большая работа для подготовки первого российско-асеановского саммита, который состоялся в декабре прошлого года. И Россия, и Сингапур заинтересованы в дальнейшем расширении политического диалога, углублении двустороннего сотрудничества в различных областях, прежде всего, в торгово-экономической сфере, укреплении взаимодействия двух стран по поиску решений актуальных международных и региональных проблем, включая борьбу с международным терроризмом.


Для меня как Председателя Совета Федерации очень важно, что сингапурские деловые круги налаживают сотрудничество с нашими регионами Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Существенная роль в этом направлении отводится Совету по развитию торговли Сингапура, уже имеющему свое представительство не только в Москве, но и в Хабаровске. Думаю, что у нас имеются большие перспективы развития взаимовыгодных отношений между нашими странами.


Теперь от общих проблем наших двусторонних связей, хочу перейти к процессам, которые идут в современной России. Вашей аудитории, в которой присутствуют политологи и специалисты по социальным проблемам, будет, как мне представляется, интересно узнать о современных политических преобразованиях в России, о развитии парламентаризма и процессов демократизации нашего общества.


Курс на демократизацию в нашей стране тесно связан с Президентом России Владимиром Путиным. Проводимая им политика направлена на построение эффективного государства, достижение устойчивого экономического роста и социального благополучия.


Для достижения этих целей в России выстроена новая, более совершенная система взаимоотношений между различными уровнями исполнительной, представительной и законодательной власти.


Главным событие 2005 года явилось предложение Президентом России четырех новых национальных проектов: «Современное здравоохранение», «Качественное образование», «Доступное жилье» и «Эффективное сельское хозяйство». С учетом внебюджетных фондов и предоставляемых государственных гарантий сумма расходов на эти проекты составляет 180 млрд. рублей. Эти национальные проекты затрагивают интересы миллионов людей и направлены на повышение качества жизни населения России. Например, программа доступного жилья для молодых семей поможет решить эту насущную проблему тысячам супружеских пар, обеспечив семейное счастье для них и их детей. А программа поддержки ведущих вузов страны должна создать основу для подготовки современных кадров, которые будут определять будущее России на десятилетия вперед.


По моему мнению, пятым национальным проектом непременно должна стать «Культура России». Без этой программы первые четыре национальных проекта, которым уже дан старт, не сработают в полную силу. Ведь поддержка и развитие культуры означают заботу о будущем страны и народа.


Нам также необходима и ещё одна программа – «Наука России».


Реализация национальных проектов будет наглядно свидетельствовать о социальной ориентации нашего государства и его политики.


Парламент России – Федеральное Собрание в последние годы играет возрастающую роль в демократизации нашего общества и осуществлении важнейших задач, поставленных Президентом.


Для пояснения той роли, которую играет Совет Федерации в политической жизни современной России, хотел бы отметить, что наша палата является одним из основных гарантов обеспечения стабильности системы государственной власти, последовательности и преемственности общенациональной политики. Эта роль определяется, с одной стороны, статусом палаты, в соответствии с которым, в отличие от Государственной Думы, она не подлежит роспуску, а, с другой, – совокупностью её полномочий.


Важным предназначением Совета Федерации является отражение на общегосударственном уровне интересов регионов. Члены Совета Федерации стараются всесторонне учитывать региональный аспект при рассмотрении поступивших законопроектов и при разработке новых законов.


Но деятельности государственных органов власти недостаточно для выполнения тех масштабных задач, о которых я говорил в начале выступления. Необходимо активное участие в решении общенациональных и региональных проблем всего гражданского общества, его партийной системы.


В этих целях в России сейчас активно создаются условия для формирования институтов гражданского общества, развития гражданской ответственности и политической культуры населения.


Важным событием в этом направлении стало формирование нового органа – Общественной палаты Российской Федерации, который призван играть важную роль во взаимоотношениях общества и государства, быть выразителем общественного мнения по наиболее важным проблемам, требующим законодательного регулирования. Создание Общественной палаты направлено на выстраивание системы гражданского контроля над государственной властью. Общественная палата должна давать согласие на проведение любых реформ, а также обеспечивать общественную экспертизу всех законов и законопроектов, которые напрямую касаются прав человека и гражданина. Надеюсь, что ее деятельность будет способствовать развитию конструктивного диалога между обществом, бизнесом и властью, а значит, и повышению качества самой власти.


Мы будем и дальше двигаться по пути расширения открытости власти для общества.


В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на все различия, Россия и Сингапур имеют много общего. Наши страны – это динамично развивающиеся государства, строящие свои отношения на основе взаимного уважения национальных интересов, доверия и главенства международных стандартов в области демократии, прав и свобод человека.