Преумножить традиции отечественного образования – обеспечить интеллектуальную конкурентоспособность страны

15 июня 2006

Выступление на круглом столе “Российское образование – пути развития интеллекта” 15 июня 2006 года (г.Санкт-Петербург)


Уважаемые коллеги!


Сегодня мы проводим круглый стол в рамках программы “Образование и развитие”, которая была открыта Национальным Комитетом “Интеллектуальные ресурсы России” в декабре прошлого года. Руководитель программы – ректор Московского университета академик Виктор Антонович Садовничий. На круглый стол выносятся две ключевые проблемы: первая – как согласовать позиции общества и власти по сохранению и умножению интеллектуального капитала страны, и вторая – какие инструменты развития интеллекта должно использовать современное общество.


Следующий наш шаг – проведение второй Ассамблеи Всемирного форума “Интеллектуальная Россия” в Брянске с 22 по 24 ноября по теме: “Традиции российского образования и современная интеллектуальная культура”. В рамках Ассамблеи намечено провести Всероссийскую конференцию “Математика и общество: развитие математического образования в XXI веке”, а также ряд “круглых столов”, в частности, по проблемам формирования единого интеллектуального пространства, охватывающего весь “русский мир”, по изучению и использованию в стране и мире русского языка, развитию физического и биологического образования.


В декабре 2006 года на заседании Национального комитета мы подведем итоги первого года реализации программы. Надеюсь, что в результате нашей работы удастся сформулировать ясную стратегию развития российского образования.


Отечественное образование переживает сегодня весьма драматичный момент в своей истории. Нет смысла перечислять те беды, которые обрушились на наши школы, училища и вузы – они известны. Скажу только, что модернизация отрасли происходит на фоне общего падения уровня грамотности детей и молодежи. Национальный проект «Образование» решает только самые неотложные задачи, предлагая обновленные бюджетные и управленческие технологии. Вместе с тем важно понять, каковы цели современного образовательного процесса и каковы критерии оценки его качества. Только после этого можно предметно говорить о принципах и способах построения системы.


Все согласны с тем, что образование должно адекватно реагировать на те бурные изменения, которые происходят в стране и мире. Но, с другой стороны, образование обязано обеспечивать социализацию человека, расширять его духовный мир и формировать национальное самосознание. После того, как в начале 90-х страна отказалась от общегосударственной идеологии, произошел фактический отказ от воспитательных функций образования. Чисто утилитарные цели медленно, но верно сводят образование к подготовке социально невежественных людей с низкой гражданской ответственностью.


Хочу подчеркнуть, что информатизация общества сама по себе не ведет к становлению подлинной интеллектуальной культуры. Если культуру мышления вытеснит система тестов, то от образования останется одно название. Отсутствие внутренней связи между знанием и нравственностью уже изрядно загрязнило информационное пространство лженаучными теориями и культурными суррогатами, потакающими человеческим слабостям и предрассудкам.


Современное общество немыслимо без свободы личного выбора. Поэтому стране нужны люди, которые обладают не только знаниями и умениями, но и способностью принимать решения, беря на себя нравственную ответственность за их последствия.


Все большее количество молодежи сейчас обучается в коммерческих учебно-образовательных центрах, бизнес-школах, создаваемых крупнейшими компаниями страны. Это нормальная тенденция. Только что, на VIII (восьмом) съезде Российского союза ректоров, Президент высоко оценил соглашение о стратегическом партнерстве между Союзом ректоров и объединениями отечественных предпринимателей. От того, как сложится это сотрудничество, во многом будут зависеть перспективы развития российской интеллектуальной культуры.


Опасение вызывает то, что бизнес-образование часто подгоняет мышление человека под уровень современных информационных технологий. Формирование гражданских и личностных качеств молодого специалиста, гражданина своей страны – все это как бы из другой жизни. В результате человек перестает различать, где правила «корпоративной этики», а где общечеловеческая мораль и гражданский долг.


В этой связи хочу особо отметить гуманистическую миссию российских университетов. Именно университеты традиционно воплощают идею образования во всей его полноте – они не только учат, но и созидают человека. К счастью, даже в самые тяжелые годы нами были сохранены лучшие традиции отечественного образования. И эти традиции надо передавать новым образовательным структурам.


Это тем более актуально, что важнейшими направлениями развития современной интеллектуальной культуры становятся непрерывное и дистанционное образование. Если носителями знаний станут не преподаватели, а модульные учебные программы, передаваемые по электронным каналам, то изменится многое. Потребуются принципиально иные педагогические методики, новые образовательные технологии. Очень важно, что в работе Комитета есть программа развития всеобщего и непрерывного образования на основе информационно- коммуникационных технологий. При этом мы исходим из того, что современные методы передачи знаний новым поколениям должны строиться не только на технико-экономических и политико-правовых основах, но и на духовных традициях нашего народа.


Подготовку Форума мы ведем по двум, на наш взгляд, наиболее важным направлениям развития современной интеллектуальной культуры: преподавание математики, развивающей логическую ясность и строгость мышления, и преподавание русского языка как основы нашей культуры. Это те интеллектуальные звенья, без которых сегодня немыслимо развитие инновационной способности нации. Способности производить, распространять и применять инновации на благо человека.


Если говорить о математике, то речь, конечно, пойдет не о “стальных машинах, где дышит интеграл” (А.Блок), а об универсальном языке науки и о культуре мышления. Русский язык – это тоже не только филология. Это ясное представление человека о самом себе, о российском народе, его истории. Наконец – это языковая картина Мира, залог единства и сплоченности российских народов, а значит – залог достижения тех стратегических целей, которые ставит перед собой Российское государство.


По вопросу о языке хочу сделать небольшое отступление. В связи с довольно интенсивным процессом трудовой миграции очень важно помочь приехавшим к нам людям освоить ценности нашего общества и изучить русский язык, одним словом интегрироваться, что резко снизит опасность криминализации этой среды. Надо подумать, в какой форме Комитет может участвовать в этой работе, тем самым способствуя изживанию ксенофобии.


Я знаю, что сегодня в “Леннаучфильме”, шел разговор о создании национальных образовательных телерадиопрограмм. Мы готовы поддержать эту инициативу.


В заключение своего короткого выступления хочу выразить уверенность, что развитие лучших традиций отечественного образования выведет наше государство в интеллектуальные лидеры и откроет перед россиянами перспективы самореализации в своей собственной стране.