"Интеллектуальные ресурсы повышения конкурентоспособности России"Выступление на "круглом столе" по проблемам формирования общественного заказа на развитие России в XXI веке 19 декабря 2005 года

19 декабря 2005

Уважаемые коллеги!


Очень рад, что в сегодняшнем обсуждении проблем конкурентоспособности России участвуют столь представительные научные силы. Это говорит о том, что два года назад Национальный комитет «Интеллектуальные ресурсы России» сделал правильный выбор, выдвинув в качестве своей основной цели «содействие формированию в России общества, основанного на знаниях».


Наша цель — интеллектуальное лидерство


Развитие современного мира происходит под знаком глобализации, который, как знак зодиака, указывает каждому, где его место под солнцем. Да, глобализация — сложная экономическая и политическая игра, в которой выигрывают далеко не все. Но всегда проигрывает тот, кто смиренно и обреченно ждет своей участи.


Сегодня реализовать устойчивые и долгосрочные конкурентные преимущества, позволяющие войти в число преуспевающих стран, можно только на основе интеллектуального лидерства. Это знания, культура, информация, высокие технологии.


К сожалению, конкурентоспособность России часто обосновывается в обратном порядке: минеральное и биологическое сырье, транспортные связи, сельскохозяйственный потенциал, знания, культура. (Интеллект оказался последним в ряду.)


Стратегия развития страны обычно рассматривается как набор неких отраслевых приоритетов. К российским технологиям, которые в состоянии достойно конкурировать на мировом рынке, относят производство вооружений, энергетику, ядерные, космические, авиационные, информационные и био-технологии. Кстати, этот перечень может быть расширен, и мы будем об этом сегодня говорить. Вполне логично сконцентрировать свои усилия там, где есть реальные шансы добиться успеха. Но все это должно быть подчинено основному проекту. И в первую очередь стратегии интеллектуального лидерства.


Знания и культуру нельзя просто скопировать, это нематериальные активы, на их формирование уходят годы. Здания и оборудование важны, но их может приобрести любой конкурент, способный привлечь капитал. Поэтому мы должны в первую очередь сохранять и приумножать интеллектуальную среду страны, беречь и развивать человека, укреплять научные школы, создавать самую совершенную систему образования.


Великая страна должна иметь великие цели. Интеллектуальное лидерство — достойная стратегическая цель для нашей страны. И цель вполне достижимая.


Два года работы комитета


В работе комитета мы всегда исходили из того, что наши конкурентные преимущества определяют в первую очередь люди, а уже потом природа и территория.


За два года работы комитет провел свыше двадцати крупных публичных мероприятий, учредил четыре региональных отделения, создал общественную площадку для практического согласования интересов интеллектуального сообщества, власти и бизнеса, выступил инициатором десяти инновационных программ.


В феврале 2004 года в Удомле Тверской области комитет провел региональную конференцию «Инженерный корпус и стратегия инновационного развития России». Тогда же, в городе Радужном (Владимирская область) мы обсудили основные аспекты развития наукоградов и технопарков. Экономика знаний не может рассматриваться вне социального контекста. Наукограды и технопарки способны соединить накопление и передачу знаний с новыми социальными технологиями.


Выездные заседания комитета в Северодвинске и Тамбове были посвящены инновационному развитию регионов.


В ноябре 2004 года в Ставропольском крае была открыта программа «Недра и развитие», задача которой — реализовать наши конкурентные преимущества, дарованные природой. В январе 2005 года в Московском госуниверситете экономики, статистики и информатики (МЭСИ) была представлена программа «Технологии общества знания», посвященная формированию информационной среды и решению проблемы непрерывного образования на основе новых информационных технологий. Сегодня МГУ представляет программу «Образование и развитие», задача которой — осуществление отбора наиболее талантливой молодежи страны для подготовки в университете по всему спектру специальностей.


Комитет поддержал инициативу Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии (ЦИТО) по разработке программы «Медицина общества знаний» по созданию системы доступных и качественных медицинских услуг, развитию телемедицины.


В марте 2004 года в Иркутске комитет совместно с научной общественностью Восточной Сибири организовал обсуждение проблем защиты интеллектуальной собственности.


Камень преткновения отечественной науки — капитализация научного знания и включение его в деловой оборот. Комитет рассмотрел все основные аспекты функционирования интеллектуальных ресурсов как капитала, в том числе и наболевший вопрос — как обеспечить переход от продажи интеллекта к продаже интеллектуального продукта и остановить утечку умов.


Проблеме защиты интеллектуальной собственности и становлению новой инновационной культуры мы посвятили и международный форум «Интеллектуальная Россия», который прошел в феврале 2005 года в Дубне. Форум стал открытой и постоянно действующей общественной трибуной, способствующей разрушению барьеров, возникших между интеллектуальной элитой и властью.


В настоящее время разрабатывается еще одна программа комитета — «Интеллектуальный фундамент местного самоуправления». Это инициатива МГУ, Академии госслужбы при Президенте Российской Федерации, Высшей школы экономики, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации и Современной гуманитарной академии. Мы очень рассчитываем, что программа будет способствовать наращиванию интеллектуального капитала регионов и муниципальных образований, что является важнейшим условием успеха реформы местного самоуправления, повышения качества власти.


Это лишь очень короткий обзор работы комитета на протяжении двух лет. Он внес свою лепту в принятие правительственных решений по национальным проектам, развитию технопарков, отдельных отраслей и инфраструктуры регионов, консолидацию научного сообщества страны.


Хочу отметить еще одно, на мой взгляд, важнейшее направление нашей работы — формирование общественного мнения в пользу науки и создание эффективных механизмов общественного содействия процессу инновационного развития страны. По сути дела мы развернули работу по подключению институтов гражданского общества к решению проблем науки и расширению коммуникационных ресурсов научного сообщества и будем энергично ее продолжать.


Как реализовать наши конкурентные преимущества


Очень важно, что комитет избежал обсуждения надуманных альтернатив развития страны, буквально «засоряющих» общественное сознание. Речь идет, прежде всего, о противопоставлении сырьевой экономики и экономики высоких технологий. Нет никакого смысла еще и еще раз доказывать, что достижение конкурентных преимуществ возможно лишь в случае кардинального изменения структуры российской экономики в пользу высокотехнологичных отраслей. Но означает ли это, что нам надо отказываться от развития сырьевых отраслей? Россия — энергетическая сверхдержава, и такой она должна остаться! Я не вижу никаких оснований сокрушаться по поводу нашей экономической судьбы и комплексовать из-за объемов продаж энергетического и другого сырья. Это наше неоспоримое экономическое и политическое преимущество! Никакой «энергетический аутизм» нам не грозит, если проводить разумную промышленную политику.


Почему, как утверждают некоторые политики, сырьевая экономика всегда остается примитивной? (Явлинский: наша экономика «сырьевая, то есть самая примитивная». // «Аргументы и факты». – Декабрь 2005 года. – № 49.) Напротив, современные сырьевые отрасли способны вобрать в себя самые совершенные технологии, множество научных достижений. Наша — задача развернуть их достижения на благо других отраслей российской экономики и, в конечном счете, на благо россиян.


Россия — одна из немногих стран с развивающимся рынком, которая, несмотря на потери последнего десятилетия, обладает высоким интеллектуальным потенциалом. И надо научиться использовать наши ресурсные преимущества вкупе с интеллектуальными возможностями для проникновения на мировые рынки высоких технологий.


Возьмем еще одну надуманную альтернативу: «частные или государственные инвестиции». Никто сегодня уже не отрицает, что современное государство работает на свободный рыночный сектор, поскольку это главный источник экономического роста. Но рынок самостоятельно не в состоянии решить целый ряд проблем, в особенности проблему необходимого нам структурного сдвига. Государство должно проводить активную структурную политику, в том числе и за счет государственных инвестиций. Это единственный путь. Если частных инвестиций в развитие высокотехнологичных отраслей недостаточно, то нужны государственные.


Сегодня большинство российских конкурентоспособных технологий не могут быть эффективно продвинуты на рынок без государственной поддержки. И не только потому, что торговля космическими запусками и ядерным топливом — это не торговля куриными окорочками. (Кстати, за куриные окорочка вступился сам американский президент, и никто не усомнился в его праве это сделать.) Вся экономика России остро нуждается в целенаправленном использовании инструментов поддержки национальных производителей.


* * *


В заключение хочу сказать, может быть, о самом главном. Невозможно изменить страну и добиться конкурентоспособности, не развивая ее культуру. Культура — это фундамент, на котором строится будущее, и если этот фундамент начнет разрушаться, рухнет и вся постройка. Национальные культурные традиции играют объединяющую роль может быть даже больше хозяйственных механизмов.


То, что культура — ресурс развития, то, что культурная и духовная традиция чрезвычайно эффективна даже с прагматической точки зрения, мы поняли совсем недавно, поскольку долгое время находились в плену экономического детерминизма. Экономические программы, отраслевые приоритеты, законодательство, мотивы и стимулы — все это очень важно. Но только культура формирует ценности, которые затем проникают в пространство бизнеса и политики. И многое определяют. Обратиться к умам и сердцам людей, минуя культуру, невозможно.


Думаю, Национальный комитет «Интеллектуальные ресурсы России» должен выступить инициатором разработки национального проекта «Культура России».


Многие мировые достижения отечественной науки основаны на высоком уровне нашей культуры. В стенах Московского государственного университета это становится особенно очевидным, поскольку здесь наука и культура всегда были в тесном единстве. Культура развивает творческие начала личности. Наука помогает осваивать ценности культуры. И пока будет так, у нас есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом!