Финансовое обескровливание регионов – мина замедленного действия под целостность страны

15 августа 2020

Сергей Миронов заявил о необходимости экономической гармонизации отношений между регионами и федеральным центром:

– Перенесение нагрузки по финансированию дополнительных расходов на здравоохранение и социальную политику на субфедеральный уровень недопустимо.

В рамках борьбы с экономическими последствиями пандемии необходимо обеспечить перенесение нагрузки большей части потерь бюджетных доходов на федеральную составляющую, которая имеет весьма значительные ресурсы и возможности мобилизации средств, в первую очередь на федеральный бюджет.

Финансовое обескровливание регионов – мина замедленного действия под единство и территориальную целостность страны. Политико-правовой процесс собирания России, преодоления дезинтеграционных тенденций 1990-х годов, завершившийся недавней конституционной реформой, должен быть подкреплен экономической гармонизацией отношений между регионами и федеральным центром, внедрением единых социальных стандартов на всей территории страны.

Правительство не должно делать вид, что денег нет.

По оценке Института экономики РАН, предварительные итоги первых четырех месяцев этого года для федерального бюджета по доходам оказались выше показателей первых четырех месяцев 2019 года на целых 10,1% (или на 642 млрд руб.), обеспечив текущий профицит бюджета в размере 125,4 млрд руб. В федеральный бюджет поступили 1,065 трлн руб. по статье “Прочие неналоговые доходы федерального бюджета”, которые, вероятно, представляют собой результат операций по продаже пакета акций Сбербанка Центральным банком Правительству.

Эта игра в соблюдение рыночных процедур не должна привести к тому, что огромные деньги снова будут выведены из экономики и социальной сферы и сложены в кубышку.

Правительство пошло на беспрецедентную для десятилетий преобладания неолиберальных подходов в экономике поддержку предприятий и населения, которую эксперты оценивают в размере 3% ВВП. Вместе с тем, масштабы антикризисных мер в других станах оказались значительно выше: в Германии – 37%, Италии – 20%, Великобритании – 16%, во Франции – 14%, в США – 12,4% ВВП.

В связи с этим возникает вопрос, способна ли подобная политика Правительства по принципу “шаг вперед – два назад” привести к восстановлению в сжатые сроки нашей экономики и социальной сферы и экономическому прорыву? Или правительственный план восстановления экономики так и останется декларацией. Какова же тогда судьба национальных целей развития, утвержденных Президентом, прежде всего, по искоренению бедности?

Федеральный центр, прежде всего Правительство России, должны предложить настоящую стратегию экономического прорыва, которая станет дорожной картой для всех субъектов Российской Федерации, будет отвечать потребностям не только регионов, но и каждого муниципалитета.