ЖКХ, или "Живите Как Хотите"?

31 марта 2016

“Живите Как Хотите”… Кто-то в социальных сетях вот с такой горькой иронией расшифровал аббревиатуру ЖКХ. И меткая эта фразочка бьет, что называется, не в бровь, а в глаз. Похоже на “диагноз” всей коммунальной реформе, проводимой в России. Веры в ее успех у людей практически не осталось. Многие годы огромные средства, собираемые с населения, вместе с бюджетными субсидиями проваливаются словно в “черную дыру”, а ситуация с износом жилого фонда, качеством коммунальных услуг и даже обеспечением безопасности в сфере ЖКХ не только не улучшается, но даже усугубляется. ЧП с падающими лифтами, взрывами бытового газа, пожарами из-за ветхой электропроводки и т.д. происходят с такой пугающей регулярностью, что далее мириться с этим просто невозможно.

Свои размышления по этой проблематике предлагает председатель партии “Справедливая Россия”, руководитель фракции СР в Государственной думе ФС РФ Сергей МИРОНОВ.

Жилищно-криминальная деградация

Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ с первых дней своего существования выступала против методов построения “жилищно-коммунального рая”, предложенных в свое время либерал-реформаторами. Напомню, на что они изначально делали ставку. Во-первых, речь шла о повсеместном переходе к 100%-ной оплате коммунальных услуг населением. Это якобы должно было привлечь в отрасль частный бизнес и инвестиции, стимулировать конкуренцию, сформировать эффективного собственника и т.д. Во-вторых, всю “головную боль” за ЖКХ было решено сбросить на регионы: мол, им на местах виднее.

Что же в итоге? “Невидимая рука” рынка так ничего хорошего и не нарегулировала. Запутанные “правила игры” и радикальное ослабление госрегулирования в ЖКХ стали той “мутной водицей”, в которой стало очень удобно ловить “рыбку” незаконных доходов. Управляющие компании (УК) сплошь и рядом оказались под пятой местных начальников, их близких родственников и прочих аффилированных с ними лиц. Куча посредников буквально облепила такие монопольные по своей природе сферы, как поставки воды, газа, электроэнергии. Жилищно-коммунальная реформа все чаще стала оборачиваться жилищно-криминальной деградацией. А как иначе назвать истории с выводом активов предприятий ЖКХ в офшоры? Или фальсификацию смет на исполнение различных работ, которые порой вообще не проводятся? Наглость коммунальных воров беспредельна! Вспомним хотя бы скандальное дело питерских чиновников, “крышевавших” укладку 600 км старых труб под видом новых и нанесших ущерб городу в 3 млрд рублей.

И вот что удивляет особо! Сакраментальный вопрос “А где же посадки?” постоянно повисает в воздухе. Выкручиваются, уходят от ответственности даже те, кого поймали буквально за руку. Подобная безнаказанность заставляет задуматься над тем, насколько же масштабна и могущественна круговая порука, опутывающая сферу ЖКХ!

Ну а что же граждане? В подавляющем большинстве они остались бесправными и обреченными из месяца в месяц с тревогой ждать, какие сюрпризы их ждут в квитанциях по оплате услуг ЖКХ. Вспоминается чудовищный случай в г. Первоуральске, где 70-летняя пенсионерка, получившая очередную платежку с суммой, в разы превышающей предыдущие, умерла от сердечного приступа. Местные руководители потом, правда, клялись, что эта трагедия была вызвана “случайной ошибкой”. Но не случайностью, а системой давным-давно стало то, что все тарифообразование в ЖКХ у нас зиждется не столько на реальной себестоимости коммунальных услуг, сколько на циничных расчетах чиновников, что еще можно изъять из тощих кошельков граждан. Причем помимо обычных повышений тарифов вовсю изобретаются и иные способы извлечения денег. То придумают поборы на “общедомовые нужды”, то вводят “социальные нормы” потребления электроэнергии. Недавно вброшена еще и идея “налога на мусор”. И конца-края этому не видно.

Время деклараций и имитаций прошло

Нет сомнений, что тема ЖКХ в свете выборов в Госдуму станет одной из центральных в политической борьбе. На “коммунальной площадке” становится все теснее и теснее. И парламентские, и непарламентские партии так или иначе обозначают свои позиции по данной проблеме.

Но, к сожалению, по-настоящему серьезных программ пока не видно. Преобладают общие декларации или упрощенные рецепты. К примеру, ЛДПР лихо предлагает “национализировать всю систему”. Вот вам и вся “панацея”!

Привычными имитациями “заботы о народе” занимается “Единая Россия”. Красивых обещаний “навести порядок в ЖКХ” от единороссов, как всегда, звучит с избытком. Вот только никуда не деться от того факта, что именно голосами депутатов от “партии власти” проталкивались и проталкиваются все решения, которыми обусловлено нынешнее плачевное состояние жилищно-коммунальной сферы.

Мы в СР убеждены: время деклараций и имитаций прошло. Хватит уже создавать видимость кипучей деятельности: пора в принципиальном плане менять подходы к коммуналке. Во всяком случае наша партия нацелена именно на это. В ее рядах много профессионалов, глубоко разбирающихся в коммунальных проблемах. Таких, к примеру, как Галина Петровна Хованская, возглавляющая ныне комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ. У СР наработано множество поправок к Жилищному кодексу РФ. Есть у нас и альтернативный законопроект о порядке управления многоквартирными домами, принятие которого развязало бы многие “узлы”. К сожалению, правительство Медведева и “Единая Россия” инициативы СР игнорируют. Хватают лишь то, что сочтут годным для законотворческого плагиата, как это случилось недавно с нашим предложением об освобождении 80-летних пенсионеров от сборов на капремонт, которое вдруг воплотилось в правительственный законопроект. Мы спокойно относимся к такого рода фактам. Ведь это только подтверждает нашу правоту и то, что рано или поздно и другие наши предложения будут востребованы. Ведь они идут от самой жизни и основаны на социальном мышлении и здравом смысле.

Вора создает возможность украсть

Особую ставку мы делаем на создаваемые по всей России центры защиты прав граждан. СР открыла на данный момент 42 таких центра в разных регионах (скоро их будет уже 75). Конечно, в эти структуры люди могут обращаться по разным поводам. Но более 80% обращений идут именно по поводу проблем ЖКХ. Центры СР превращаются в эффективный инструмент защиты от коммунального беспредела. Уже в первые месяцы их работы гражданам с помощью наших сотрудников удалось отсудить более 400 млн рублей, необоснованно переплаченных управляющим компаниям. При этом наряду с юридической помощью оказывается и практическая: мы помогаем жильцам создавать домовые советы, чтобы далее они могли действовать коллективно.

Есть известный афоризм: “Вора создает возможность украсть”. Чтобы перекрыть возможности раздербанивать сферу ЖКХ с годовым оборотом в несколько триллионов рублей, мало сугубо правоохранительных методов. Тут никак не обойтись без развития инициативы снизу и общественного контроля. Важно, чтобы как можно больше граждан активно включались в процесс управления домами, превращались из номинальных собственников в полноправных хозяев, становились и ревизорами, и контролерами.

Но к этому людей надо готовить: обучать, просвещать, стимулировать, создавать благоприятные условия для самоорганизации. В этом плане считаю весьма позитивным то, что удалось принять закон, разрешающий проводить собрания ТСЖ и других объединений жильцов в заочной форме. Стоит, думается, присмотреться и к идее Общероссийского народного фронта разрешить проводить собрания жильцов в формате конференций с участием представителей от этажей или подъездов. Дело в том, что собрать 100% подписей жильцов (особенно в больших многоквартирниках) всегда было проблематично. И это давало нечистоплотным дельцам возможность фальсифицировать протоколы собраний в своих интересах. Кстати, по нашим данным, не менее 85% управляющих компаний в России работает именно на основании таких фальшивых протоколов. Гигантский “колосс” ЖКХ стоит на глиняных ногах лжи и подлогов. И нам надо четко осознать: пока мы со всем этим не разберемся, никаких сдвигов к лучшему не будет.

Глас миллионов – не указ?

Так уж получается, что своего рода квинтэссенцией несправедливостей, существующих в ЖКХ, сегодня стала проблема взносов (а если уж называть вещи своими именами – поборов) на капремонт многоквартирных домов. Вопросов, вызывающих возмущение граждан, множество. Почему правительство и “Единая Россия” сочли возможным в нарушение закона сбросить на плечи граждан многолетние долги государства по капремонту? С какой стати размеры взносов во многих регионах отличаются в разы? Почему деньги вовсю собирают, а ясности с программами капремонта во многих местах как не было, так и нет? И так далее, и так далее…

Но, пожалуй, самым большим и опасным злом в этой системе поборов на капремонт является принцип “общего котла”. В сущности, нам предлагают смириться с созданием по всей России эдаких бюрократических “общаков”, которыми распоряжаются по своему усмотрению все те же чиновники через полностью подконтрольный им институт “региональных операторов”. Все очень непрозрачно, возможности для злоупотреблений – огромные. При этом, к сожалению, к предусмотренной законом альтернативной возможности платить взносы не в “общий котел”, а на спецсчета отдельных домов прибегают пока очень немногие. В большинстве регионов в “общий котел” платят до 99% граждан, а на спец счета – сущие единицы. Почему так происходит? Дело в том, что многие жильцы просто не знают, что можно собирать средства на капремонт иначе, и никто им это не спешит разъяснять. Чиновники, заинтересованные в “общих котлах”, гнут свою линию: “Вы, главное, – платите. А мы уж решим, как и на что потратить ваши денежки!” “СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ” (вместе с коллегами из КПРФ) внесла в Конституционный суд иск о признании практики сборов в “общий котел” нарушающей конституционные права граждан. Мы надеемся на справедливое судебное решение. При этом считаем, что в любом случае нужно объявлять мораторий на действие нынешней системы поборов на капремонт по крайней мере до 2020 года. Во-первых, чтобы дать время государству все-таки выполнить все свои накопленные обязательства по капремонту. Во-вторых, чтобы досконально проработать всю правовую и организационную сторону проблемы, устранив многочисленные несуразицы.

Эта позиция партии опирается на мнение широкой общественности. В первую очередь – на голоса того миллиона граждан, подписи которых мы собрали под требованиями к правительству об отмене нынешней системы поборов на капремонт. Эти подписи были переданы Дмитрию Медведеву. Но ответ пришел от министра строительства и ЖКХ М. Меня.

Причем даже не ответ по существу, а отписка в духе “Все хорошо, прекрасная маркиза!”.

Выходит, мало миллиона подписей? Ну что ж, тогда СР соберет 10 миллионов в рамках акции ” Медведев, делай или уходи! “. Попробуйте, господа, это проигнорировать! Думаю, тогда вопрос об отставке нынешнего правительства из предмета дискуссий превратится уже в неизбежность.

Наша система ЖКХ устроена так, что в ней есть монопольный сектор, где, конечно, необходимо жесткое госрегулирование. Но есть и сферы, где конкурентная среда весьма полезна, чтобы жители могли выбирать, с кем из поставщиков услуг заключать договоры. В реальности же все поставлено с ног на голову. Там, где нужно развивать рынок, царит жесткий диктат местного начальства: чужих сюда не пустят – только своих, прикормленных. Ну а там, где рыночной стихии вход должен быть строго-настрого запрещен, вовсю затевают либерализацию и коммерциализацию.

Нужна работа над ошибками

Весьма показательной выглядит ситуация с лифтовым хозяйством. Несколько лет назад лифты почему-то взяли и исключили из числа опасных объектов. Лицензирование фирм, занимающихся их обслуживанием, отменили. В весьма специфическую сферу хлынула масса непрофессионалов, ни уха ни рыла не смыслящих в этой самой специфике. Ну а в итоге – все обернулось серией тяжелых ЧП (в том числе с человеческими жертвами).

Сегодня я получаю много писем о бедах лифтового хозяйства как от простых жителей, так и от профессионалов. Картину они описывают удручающую. Особенно остро люди критикуют практику сомнительных тендеров, на которых побеждают непонятные “шарашкины конторы”, назначающие наименьшую цену за обслуживание лифтов.

Потом, чтобы “отбить деньги”, эти дельцы экономят на всем: на регламентных работах, на запчастях, на численности и зарплатах персонала. Один из лифтовых механиков написал мне, что за зарплату в 20-25 тыс. рублей ему приходится обслуживать 70-80 лифтов. Ясно, что при такой перегрузке времени не хватает даже на устранение текущих неисправностей. О профессиональной диагностике оборудования и говорить не приходится.

СР внесла в Госдуму два законопроекта. Один предусматривает ужесточение уголовных наказаний для виновников ЧП с лифтами, повлекших человеческие жертвы. Другой содержит системные меры по наведению порядка в лифтовом хозяйстве. Мы предлагаем восстановить жесткие требования к безопасности содержания и эксплуатации лифтов и лифтового оборудования. Заниматься обслуживанием этих объектов должно быть разрешено только специализированным организациям под контролем жилинспекции и Ростехнадзора. Ну а по большому счету, конечно, нужны взыскательная инвентаризация всего лифтового хозяйства, пересмотр всей его нынешней организации и правовой базы.

Впрочем, это же самое требование можно отнести и ко всей системе ЖКХ. Пора бы уже честно признать, что коммунальная реформа, проводимая по либеральным рецептам, провалена, и начать извлекать уроки из ошибок. Надо вернуться к изначальному определению вектора преобразований. И ключевой вопрос здесь, как представляется, в том, что центральной фигурой в ЖКХ должен быть не чиновник, не коммерсант, не руководитель УК или иной коммунальный начальник. Центральной фигурой должен стать гражданин – собственник, наниматель, потребитель коммунальных услуг, ради которого, собственно, и существует вся система.

“Живите Как Хотите!” – эта язвительная формула метко характеризует то, как сегодня относятся к ЖКХ властные структуры и коммунальное начальство разных уровней. Мы категорически не согласны с таким подходом! Предлагаем иную “расшифровку” аббревиатуры ЖКХ: “Жильцы – Контролеры и Хозяева”. Вот с таким девизом все пошло бы по-другому!


Источник: Аргументы неделi (Москва). – 31.03.2016