17 сентября 2002
Это масштабное мероприятие было приурочено к празднованию 370-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. Осенью 1632 года енисейский стрелецкий сотник Петр Бекетов заложил в центре территории проживания якутских племен Ленский острог. В своем донесении об этом он писал: “Того же году сентября в 25 день поставил я, Петрушка, с служилыми людьми на Лене реке острог для государева величества… А преж тово на Лене реке и в Якуцкой земле государева острогу не бывало нигде”. С этих пор на Лену стали назначаться приказчики, которые ведали всеми делами края.
И вот спустя столетия на эту землю вновь высадился мощный десант “служилых людей” – больше 30 сенаторов во главе с Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым, ученые, представители министерств и ведомств России. Уже в аэропорту Якутска спикер верхней палаты отмел всякие праздничные настроения, подчеркнув, что Дни Совета Федерации – это рабочее мероприятие, призванное привлечь общественное внимание к решению проблем Севера.
– Якутия – типичный северный регион России, – сказал он. – Здесь есть очень значимые успехи и в то же время проблемы, с которыми сталкиваются наши северные территории. Поэтому для Дней Совета Федерации и была выбрана эта республика.
Дальнейшие мысли он развил в своем докладе перед участниками конференции, посвященном государственной политике России в северных регионах.
На вопросах социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) остановился ее президент Вячеслав ШТЫРОВ.
Он, в частности, отметил, что реализация двенадцати правительственных программ позволит в течение ближайших пяти-семи лет удвоить национальный доход республики. Будут развиваться как традиционные отрасли хозяйства, так и создаваться новое рентабельное производство – огранка алмазного сырья, создание ювелирных изделий, обработка уникальной продукции сельского хозяйства Якутии. Получат реальное развитие наука, высшее образование, транспорт и другие жизненно необходимые сферы деятельности.
В реализации этих программ республика будет опираться на собственные силы. Но существует пласт проблем, которые невозможно решить без помощи федерального округа и правительства России.
Первостепенное значение для развития Якутии имеет создание мощной инфраструктуры, и прежде всего ее транспортной составляющей. Это и Северный морской путь, который должен стать воротами в Европу и Азию, и создание разветвленной сети автодорог, и организация авиаперевозок. На территории республики, которая по площади не уступает Индии, сейчас имеется всего 17 тысяч километров автодорог, в том числе 10 тысяч зимников. По этому показателю Якутия на одном из последних мест на планете.
Особое значение имеет железнодорожный транспорт. Он – ключ к развитию всей северо-восточной России. Но чтобы кардинально решить вопрос, необходимо выработать концепцию строительства и обеспечить законодательное обоснование для привлечения инвестиций в объекты, которые имеют долгий срок окупаемости.
Сейчас основу экономики республики составляет промышленность. Но нельзя забывать, что полмиллиона человек, а это, как правило, коренные, в том числе и малочисленные, народы, проживают на селе и агропромышленный комплекс – крупнейшая отрасль республики. По производству мяса, молока, яиц Якутия опережает Приморский и Хабаровский края. Но сельский уклад – это еще и своя психология, основа развития и сохранения этноса. Однако вся жизнь села проходит в условиях северных широт и, конечно же, нуждается в поддержке.
Есть и одна общая для всех аналогичных регионов России проблема – проблема недропользования и законодательного обеспечения этой деятельности. Все десять регионов Дальневосточного федерального округа однозначно поддерживают принцип “двух ключей”.
– При решении вопроса об использовании недр нужно учитывать интересы как Центра, так и субъектов Федерации, – подчеркнул Вячеслав Штыров. – В частности, все доходы, которые можно классифицировать как природную ренту, не должны изыматься только в пользу государства. Ведь, если регионы не будут иметь части этих средств, у них не будет стимула расширять производство. А горнодобывающая промышленность – это главный источник доходов, в том числе и валютных поступлений, на многие и многие годы. Один пример. Только на проведение геологоразведочных работ Республика Саха (Якутия) выделила из своего бюджета 800 млн. рублей (десятую часть всех федеральных затрат). А ведь эти деньги могли бы пойти на развитие соцкультбыта.
Остро стоит вопрос и межбюджетных отношений. Сейчас сложилось два подхода к решению этой проблемы. С одной стороны, увеличивается доля доходов регионов, которые уходят в федеральный бюджет, но вместе с тем все больше обязательств Центр перекладывает на регионы. Вполне естественно, что подавляющее большинство субъектов Федерации такая ситуация не устраивает. Они считают, что ответственность региона должна соответствовать его возможностям. И надо на законодательном уровне урегулировать этот вопрос. Как известно, еще два года назад доходы консолидированного бюджета делились между федеральным Центром и регионами поровну. Сейчас же сложилась явно выраженная диспропорция (63 на 37) в пользу Центра. К счастью, правительство уже уходит от примитивной дележки и создает фонды финансовой поддержки регионов. Но нужно менять методику формирования и распределения средств этого фонда. В частности, считает Вячеслав Штыров, объем совокупной финансовой поддержки должен быть четко зафиксирован как доля от доходов в бюджет Российской Федерации.
Сейчас в правительстве РФ уже есть понимание по поводу исправления сложившейся ситуации. В бюджете будущего года эти цифры уже изменены – 59 на 41, естественно, в пользу федерального Центра, но, по мнению руководителей субъектов Федерации, этого мало. Как считает Вячеслав Штыров, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации должны сказать свое веское слово при обсуждении главного финансового документа страны.
О социальных аспектах развития региона рассказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Евгений Трофимов. А его коллега из Государственной Думы Виталий Басыгысов в своем выступлении остановился на вопросах законодательного обеспечения госполитики на Крайнем Севере. В других докладах были затронуты чрезвычайно сложные на сегодняшний день проблемы межбюджетных отношений, модернизации экономики, использования госсобственности для обеспечения устойчивого развития Севера и другие не менее актуальные темы.
Дальнейшее обсуждение обозначенных в докладах проблем было конкретизировано в процессе работы пяти “круглых столов”.
По итогам конференции были приняты обширные рекомендации, в том числе к различным органам власти. При этом Сергей Миронов заметил, что они должны стать для всех руководством к действию. “Я думаю, что Совет Федерации в состоянии и обязан после такого разговора предпринять определенные меры в сфере законодательства, чтобы северные регионы России жили достойно”, – заключил он.
В частности, в осенне-зимнюю сессию сенаторы намерены рассмотреть проекты Кодекса о недрах и закона “О внесении изменений и дополнений в Закон “О недрах”, а также законопроект о районировании Севера, предусматривающий новый принцип районирования северных территорий на основе критерия дискомфортности условий проживания. Кроме того, Комитет СФ по делам Севера и малочисленных народов должен подготовить для принятия на законодательной основе проект Арктической доктрины.
Помимо участия в научной конференции столичные гости совершили поездки в Хангаласский и Намский улусы, где ознакомились с работой предприятий и встретились с местным активом. А также посетили алмазную столицу России – город Мирный.
Александр ШАРОВ, Александр ВИТКОВСКИЙ, Якутск.