9 декабря 2004
Об том, что изменится в судебной системе России, мы решили узнать непосредственно у инициаторов реформы. Одним из них является Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ, лидер партии “Жизнь”. Нам удалось взять у него эксклюзивное интервью.
– Сергей Михайлович, какие цели преследует предложенный законопроект?
– Цель одна – повышение ответственности судейского сообщества в целом и каждого судьи в отдельности. А также достижение реальной независимости судебной системы от других ветвей власти.
– Чем была вызвана необходимость его разработки?
– По определению никакая система не может сама себя эффективно реформировать. А поэтому сам принцип разделения властей предполагает наряду с независимостью также взаимное сотрудничество. Более активное участие законодательной ветви власти в формировании органов судейского сообщества, несомненно, укрепит судебную систему и повысит ее независимость, прежде всего от исполнительной власти.
Для этого Совет Федерации предлагает изменения, касающиеся порядка формирования и полномочий Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. В частности, уменьшить общее количество судей, входящих в нее, с одновременным расширением полномочий самой коллегии.
– Не ограничивает ли, на Ваш взгляд, этот законопроект понятие независимости судей?
– Ни в коей мере. Ведь в законопроектах, внесенных Советом Федерации в Госдуму, предлагается лишь изменение порядка назначения судей в Высшую квалификационную коллегию, а также изменение численности членов и расширение ее полномочий. Но нигде нельзя найти ни малейшего намека на то, что Совет Федерации или Президент России могут каким-либо образом влиять на принятие судьями решений. Кроме того, следует учитывать, что решения ВККС могут быть обжалованы через Верховный суд Российской Федерации.
– Существует мнение, что данный законопроект не соблюдает положения Европейской хартии о законе «О статусе судей» от 10 июля 1998 г. Как Вы можете это прокомментировать?
– Как известно, в мире не существует единой системы права, нет и единого для всех судебных систем стандарта. Одни государства идут по пути кодификации* своего законодательства, другие предпочитают прецедентное право. В некоторых странах судебная система достаточно проста, в других – сложна и даже громоздка. Соответственно, различается и участие исполнительной и законодательной ветвей власти в формировании органов судебной власти. России нужна не французская или американская, а именно российская модель, оптимальная для наших условий.
– Будут ли расширены полномочия Высшей квалификационной коллегии судей?
– Напомню, что квалификационные коллегии субъектов Российской Федерации могут приостанавливать, возобновлять или прекращать полномочия судьи, привлекать судью к дисциплинарной ответственности, а также решать вопросы прекращения отставки судьи и рекомендации гражданина на должность судьи. Если наши законопроекты будут приняты, то Высшая квалификационная коллегия судей получит полномочия пересмотра этих решений. Как видно из самого перечня, это должно создать дополнительные возможности проверки законности решений, принятых квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации.
–Сейчас судей в квалификационную коллегию избирают тайным голосованием. Вы предлагаете, чтобы членов ВККС назначал Совет Федерации по представлению Президента. Что в перспективе это может дать?
– Как известно, формирование судейского корпуса и различных его органов путем избрания широко применялось в советский период. И мы знаем, насколько формально это выполнялось, и как при этом выдвигались кандидаты на должности судей. Судебная реформа, проводимая в современной России, как раз и направлена на то, чтобы уйти от подобной практики, привлечь к работе профессионалов. Кроме того, я бы не ставил вопрос об отказе от процедуры избрания. Ведь первоначально часть членов ВККС будет избираться на съезде судей, а затем проходить процедуру утверждения в Совете Федерации.
Кроме того, в Высшую квалификационную коллегию судей уже не смогут попасть люди в результате неких закулисных решений или в силу того, что они имеют некие рычаги воздействия на судейское сообщество. Каждый будущий член коллегии должен будет пройти жесткий отбор через независимый орган – верхнюю палату российского парламента. Одновременно это повысит и ответственность всего судейского сообщества в целом и каждого судьи в отдельности.
– Чем обусловлено сокращение количества членов ВККС, назначаемых из числа судей? Почему законопроект предлагает ограничиться именно десятью членами?
– Сейчас Высшая квалификационная коллегия судей насчитывает 29 человек. Но и это слишком много. На наш взгляд, ее следует уменьшить до 21 человека. Завышенная численность коллегии не способствует росту ее работоспособности. Не все готовы постоянно и самоотверженно работать в этом органе. А судебной системе необходим жесточайший и тщательный отбор тех, кто будет принимать решения, касающиеся судьбы конкретного судьи любого уровня.
– Планирует ли Совет Федерации РФ в ближайшее время вносить еще какие-либо предложения об изменении законодательства в отношении судебной системы в России?
– В России, к сожалению, еще до сих пор не обеспечено то, что определено действующими федеральными законами. Это и решение вопросов материально-технического обеспечения и финансирования судов, и введение в действие во всех субъектах Федерации судов присяжных, и, наконец, завершение формирования корпуса мировых судей.
Если же говорить о перспективах, то, возможно, законодатели еще вернутся к вопросу о формировании самостоятельных административных судов. Полагаю, такие нововведения обогатят нашу правовую систему и правосудие в целом.
– При кодификации систематизируют нормативно-правовые акты по отраслям права. То есть отменяют устаревшие, разрабатывают новые, восполняют пробелы в законодательстве, внося в него дополнения и изменения.
Источник: ("Консультант".-№23)