Выработана социальная стратегия. ("Парламентская газета" (Москва).- 21.06.2003.- №112.- c.1, 3)

21 июня 2003

Вчера завершился VII Петербургский экономический форум. Его отличительной особенностью от шести предыдущих была социальная направленность. Выводы участников форума так или иначе сводились к вопросу социальной значимости преобразований, проходящих в нашей стране.

Как подчеркивалось на форуме, несмотря на имеющиеся позитивные сдвиги в экономике, проблем остается еще очень много. Ни наука, ни культура, ни образование, ни здравоохранение так и не получили пока должного признания обществом и государством. Эти области не являются ведущими в государственной социально-экономической политике. В 1990-е годы государство не обеспечило поступательного движения этих сфер, что крайне негативно отражается на социально-экономическом положении России.

Не радуют и прогнозы демографической медико-социальной ситуации в стране. По данным ООН, ожидается уменьшение численности населения России со 147,9 миллиона человек в 1990 году до 140,2 миллиона в 2050 году. Страну захлестнули эпидемии СПИДа, наркомании и алкоголизма, угрожающими темпами распространяются туберкулез, венерические заболевания и малярия. Отравления, убийства, самоубийства, профессиональный травматизм уносят сотни тысяч человеческих жизней в год. Высокий уровень общей смертности населения усиливает процессы депопуляции.

Многие выступившие отмечали, что Россия в последнее десятилетие значительно утратила свои интеллектуальный потенциал как за счет эмиграции, так и за счет прекращения стимулирования государством развития человеческого потенциала. Наша страна превращается по сути в мирового поставщика талантливых молодых ученых – носителей новых знаний, новейших разработок в области фундаментальных и прикладных исследований. При этом бюджетное обеспечение России целиком поставлено в зависимость от результатов торговли сырьевыми природными ресурсами.

Одной из самых сложных на сегодняшний день, говорилось на форуме, является перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Одной из самых сложных на сегодняшний день, говорилось на форуме, является перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Как крупная мировая держава Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это ее ресурсы, выгодное евроазиатское положение, все еще сохранившийся и, кажется, неисчерпаемый научно-производственный потенциал, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие примеры приспособления отдельных предприятий к рыночным условиям хозяйствования, их успешных прорывов на внешние рынки.

Вместе с тем очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному и быстрому увеличению. Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют сырье и топливо, которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений.

Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности и фактического прекращения технического прогресса в стране.

Кроме того, российским запросам на прием в ВТО с учетом специфики страны противопоставляются требования опережающего перевода на нормы и правила ВТО российского делового законодательства, широкого открытия рынка услуг, снижения объемов аграрной защиты, присоединения к необязательным соглашениям ВТО. Например, по свободной торговле авиатехникой и техникой информатики. Все это, отмечали участники форума, может серьезно сказаться на ряде отдельных отраслей, в том числе на тех, в которых преобладают градообразующие предприятия.

Участники форума выработали на “круглых столах” рекомендации правительству России. В них, в частности, были отмечены важность перехода к региональной политике, основанной на использовании регионами своего природно-ресурсного, производственного, научно-технического и кадрового потенциала, целесообразность сближения законодательств стран СНГ для более эффективного сотрудничества с ними, необходимость учитывать интересы всех регионов при реформировании естественных монополий.

Как отметил в заключительном слове Сергей Миронов, VII Петербургский экономический форум был чрезвычайно насыщенным. В нем приняли участие около двух с половиной тысяч человек из сорока восьми стран мира, на “круглых столах” было заслушано около шестидесяти докладов. Работу форума освещали четыреста пятьдесят журналистов. “Форум прошел в непринужденной творческой обстановке. Важно, чтобы он стал действенным инструментом в политике и экономике”, – подчеркнул Сергей Михайлович.

Председатель Совета Федерации выразил надежду, что рекомендации, выработанные на “круглых столах”, “найдут решения в постановлениях правительства для экономического роста и благополучия нашей страны”.

Алексей ЕРОФЕЕВ, соб. корр, Санкт-Петербург.