Время уточнить полномочия. ("Парламентская газета" (Москва).- 29.08.2002.- №162.- c.3)

29 августа 2002

В центре внимания собравшихся были вопросы разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

Напомним, что решение о создании Совета законодателей было принято в мае этого года на совещании руководителей представительных органов власти регионов. Он создан для обеспечения единого правового пространства страны, а также координации и обмена опытом законотворческой деятельности. Для повседневного оперативного решения вопросов был избран президиум совета во главе с Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым. На предыдущем его заседании были рассмотрены организационные моменты, в том числе утверждено положение о Совете законодателей, к которому, правда, уже поступили поправки из регионов.

В частности, родное для Сергея Миронова Законодательное собрание Санкт-Петербурга обратило внимание на то, что участие в организации работы нового органа руководителя Совета Федерации, его заместителя и параллельно ответственного секретаря совета Александра Торшина, а также первого заместителя Председателя Государственной Думы Любови Слиски, если так можно выразиться, не совсем легитимно. Дело в том, что согласно положению в состав Совета законодателей входят только руководители представительных органов госвласти субъектов Федерации, каковыми последние, несмотря на свой высокий статус, не являются. В результате члены президиума приняли решение уточнить соответствующий пункт положения, добавив в состав Совета законодателей по должности спикера верхней палаты, первого заместителя Председателя Госдумы и одного из заместителей руководителя верхней палаты.

Согласились члены президиума и с замечанием депутатов Тюменской областной Думы, которые обратили внимание на неравенство правового положения одно- и двухпалатных законодательных органов госвласти субъектов Федерации. Было принято решение, что при голосовании в Совете законодателей “представители двухпалатного парламента формируют общее мнение и имеют один голос”.

Но, как было сказано выше, не эти вопросы были в центре внимания членов президиума. Как сказал Сергей Миронов, за прошедшие с прошлого заседания полтора месяца, он посетил 14 субъектов Федерации и везде одним из наболевших вопросов был, когда наведут порядок в сфере взаимоотношений органов госвласти и местного самоуправления. “Кто в конце концов за что отвечает? На этот вопрос должны прежде всего дать ответ мы – законодатели”, – заключил он.

На заседание президиума был приглашен заместитель руководителя администрации Президента России Дмитрий Козак, который возглавляет комиссию по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти и местного самоуправления. По словам Дмитрия Козака, на рассмотрении комиссии находятся около 135 действующих законов, в том числе и такой базовый, как “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. По мнению членов комиссии, данный закон нуждается в существенных изменениях. Более того, в администрации Президента рассчитывают уже в конце сентября внести его новую редакцию в Федеральное Собрание, хотя, по словам Дмитрия Козака, судьба у него в парламенте будет не из легких. Во всяком случае, на региональных совещаниях по проблемам местного самоуправления, которые прошли во время летних парламентских каникул, замечаний к новой концепции местного самоуправления было достаточно.

В итоге члены президиума совета, в частности, приняли рекомендации Федеральному Собранию ускорить разработку и принятие новой редакции данного закона, в котором предусмотреть четкое разграничение компетенций и ответственности органов госвласти и местного самоуправления. Кроме того, предлагается также внести изменения и дополнения в бюджетное и налоговое законодательство, направленные на закрепление за органами местного самоуправления части доходов от регулирующих налогов. Правительству же рекомендовано утвердить государственную целевую программу подготовки кадров для местного самоуправления.

Кстати, об актуальности для регионов этой проблемы свидетельствует и то, что в комиссию по вопросам разграничения полномочий между органами госвласти и местного самоуправления Совета законодателей, которую возглавляет председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, записалось 22 руководителя законодательных органов госвласти субъектов Федерации. Об этом сообщил членам президиума ответственный секретарь совета Александр Торшин. Для сравнения, во второй по численности комиссии по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству выразили желание работать 10 человек. Кроме того, депутаты Курской областной Думы прислали свои предложения о предстоящей работе Совета законодателей, в которых на первом месте стоят выработка рекомендаций, подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов по проблемам муниципального права.

В общем, как подчеркнул Сергей Миронов, период становления нового органа остался позади, и он приступил к непосредственной работе. К которой, кстати, проявляют неподдельный интерес не только структуры госвласти, но и влиятельные общественные организации. В частности, комитет по промышленной политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) выступил с предложением образовать при совете совместную рабочую группу по проблемам формирования и реализации региональной научно-промышленной политики. По мнению РСПП, она могла бы стать своеобразной площадкой для согласования федерального законодательства в области промышленной политики с задачами и условиями развития региональных научно-промышленных комплексов.

Александр ШАРОВ.