26 июня 2003
Вчера открылось завершающее работу нынешней сессии заседание Совета Федерации. Сенаторы решили работать два дня подряд. Это было вызвано необходимостью рассмотреть рекордное число вопросов, внесенных в повестку дня. Всего их набралось 63. Причем более 50 -федеральные законы, в том числе и такие, которые не могли не вызвать в верхней палате жарких дискуссий. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, например, заранее предрекал споры вокруг закона “О связи”. И этот прогноз оказался верным.
Позицию Комитета по промышленной политике изложил заместитель его председателя Владимир Слуцкер. Он напомнил коллегам предысторию рождения этого законопроекта. Работа над ним шла непросто. Госдума рассмотрела несколько сот поправок. Заключение Президента на закон было отрицательным и содержало не только принципиальную критику, но и замечания концептуального характера. Анализ показывает, что далеко не все из них были учтены.
– Однако невероятными лоббистскими усилиями министерства, – сказал докладчик, – закон все-таки был принят нижней палатой.
Он создает специальную правовую зону для связи, устанавливая внутри отрасли собственные правила игры, по которым за Минсвязью закрепляются не только функции государственного управления, но и контроля с надзором. Закон не содержит четкого перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию. Поэтому, по мнению Владимира Слуцкера, невозможно знать заранее, когда нужно испрашивать у чиновника разрешение, а когда можно действовать свободно. Смущает введение так называемого резерва универсального обслуживания, который будет создаваться за счет отчислений операторов связи. “Наш комитет, – подвел черту сенатор, – против принятия этого закона”.
Выступившие затем содокладчики продемонстрировали куда более конструктивный настрой. Михаил Одинцов нашел в рассматриваемом законе больше плюсов, чем минусов. Оганес Оганян постарался доходчиво растолковать, что пугающая новыми поборами “универсальная услуга” есть не что иное, как реализуемая на практике социальная ответственность бизнеса перед обществом. “Бизнес, – отметил Оганес Арменакович, – будет платить за то, чтобы люди приобщались к цивилизации в самых дальних уголках нашей страны”. По мнению Дмитрия Мезенцева, закон не носит дискриминационного характера по отношению к новым операторам связи, претендующим на получение доступа к сети. Светлана Орлова напомнила о том, что государство должно регулировать рынок, в том числе и рынок связи. Кроме того, сказала Светлана Юрьевна, нельзя забывать о национальной безопасности, что тоже учтено в законе.
Другого мнения придерживался Олег Чиркунов. Он предостерег коллег: платежи за универсальную услугу все равно отчислять не будут, поскольку это не прописано в Налоговом кодексе. Сенатор предрек, что дело закончится либо “вето” Президента, либо решением Конституционного суда. Председатель Комитета по промышленной политике Валентин Завадников акцентировал внимание палаты на том, что 28 из 74 положений этого закона носят отсылочный характер. А нормотворчество чиновников способно полностью изменить содержание самого правильного документа. Закон создает серьезные препятствия для дальнейшего развития отрасли, вводя различные административные барьеры. Что же касается “социальной ответственности бизнеса”, то это не более чем самообман. В конечном счете платить все равно придется потребителю.
Черту в дискуссии подвел представитель Президента в Совете Федерации Вячеслав Хижняков, заявивший, что у главы государства претензий и вопросов к этому федеральному закону уже нет. А министр РФ по связи и информатизации Леонид Рейман заверил сенаторов, что закон прогрессивный, необходимый государству и обществу. В результате палата большинством голосов одобрила новый федеральный закон “О связи”.