Восточная Сибирь долго ждать не будет

9 декабря 2005

Тема, которая выносится сегодня на обсуждение, очень важная и в какой-то
степени перезревшая, поскольку речь идет о возвращении государства Российского
на Восток…



Такое заявление сделал Председатель Совета Федерации Сергей Миронов,
открывая слушания на тему “Нефтяные и газовые ресурсы Восточной Сибири и
Дальнего Востока как основа регионального развития”, состоявшиеся в Совете
Федерации на этой неделе.


Необходимость обсуждения этой темы представителями регионов и
заинтересованных министерств и ведомств и скорейшего принятия решений, которые
бы позволили наконец начать активное развитие ресурсной и производственной базы
Восточной Сибири и Дальнего Востока, в настоящий момент стала поистине
критической. По словам Сергея Миронова, в 90-е годы государство оставило
своим вниманием проблемы развития, этого региона. Сейчас же и геополитическая
обстановка, и интересы государства требуют самой активной работы не только в
Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, но и в целом в Азиатско-Тихоокеанском
регионе.


В этом году должна быть завершена разработка программы создания в Восточной
Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и транспортировки газа и
газоснабжения. Она осуществляется межведомственной рабочей группой в составе
всех заинтересованных министерств, ведомств, компаний, научных организаций
страны, и к концу года проект программы должен быть утвержден на финальном
заседании группы под председательством главы Минпромэнерго Виктора
Христенко.


С точки зрения регионального развития, в процессе освоения восточных
нефтегазовых провинций потребуется огромная работа по созданию инженерной,
прежде всего транспортной, а также социальной инфраструктур, которые сегодня в
этих районах практически отсутствуют. Для этого будет привлекаться большое число
трудовых ресурсов, как местных, так и из других регионов страны.Кроме того,
освоение месторождений в новых районах должно стать отправной точкой и мощным
толчком к развитию экономики, а соответственно, социальной сферы, к улучшению
демографической ситуации всей восточной части страны. Это особенно важно с
учетом стратегической роли этих территорий для экономической и оборонной
безопасности страны, развития связи со странами самой быстроразвивающейся части
мира – Азиатско-Тихоокеанского региона.


Как отметил председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и
малочисленных народов Геннадий Олейник, “в нашей стране есть богатейший опыт
освоения и развития новых территорий добычи углеводородного сырья. Но этот опыт
традиционно базировался на совсем иных условиях. Все ресурсы – и финансовые, и
производственные, и организационные, и, главное, политические – были в руках
государства. Сегодня основные ресурсы сосредоточены в частном бизнесе. И
возможностей государства не только для непосредственного освоения новых
месторождений, но и для решения указанных задач регионального развития уже явно
недостаточно. Поэтому крайне необходим комплексный подход к освоению
нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, объединяющий
возможности Российской Федерации, регионов, частного бизнеса, как
разрабатывающего месторождения, так и участвующего в развитии инфраструктурных
проектов”.


Представители частного бизнеса, участвующие в слушаниях, выразили готовность
активно участвовать и в обеспечении устойчивого развития региона, и в подготовке
“броска на Восток”.


“Основные цели программы – это соблюдение государственных интересов, развитие
наших депрессивных регионов. Сегодня богатейшие запасы не вовлечены в
промышленную разработку, и тем самым огромная территория, которая могла бы
превратиться в развивающиеся индустриальные провинции, пока является
дотационной, – отметил исполнительный директор по развитию газового бизнеса
компании ТНК-ВР Виктор Вексельберг. – Мы обязаны двигаться на рынки
Юго-Восточной Азии и занимать там свои позиции. И если мы затянем решение этой
проблемы еще на 5-7 лет, то можем никуда не успеть с нашим газом. И наши
триллионы кубических метров останутся не капитализированными и не
реализованными, а население Восточной Сибири так и не получит тех выгод, которые
сегодня заложены в эти ресурсы.


Так, Ковыктинский проект практически готов к промышленной разработке:
подготовлены основные планы, разработана схема газификации Иркутской области не
только для решения проблем населения, но и для создания производств по
переработке газа. Совокупный экономический эффект от проекта составляет более
трех триллионов рублей. Мы считаем целесообразным в контексте Сахалинского,
Иркутского, Якутского и Красноярского центров незамедлительно приступить к
реализации развития данных провинций. Нужна лишь только добрая воля
Правительства для того, чтобы оно продекларировало и четко определило видение и
понимание, как нужно двигаться в этих проектах”.


Подытоживая выступления участников слушаний, председатель Комитета Совета
Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов
посетовал, что окно, прорубленное в Азию, в настоящее время является чисто
символическим. “Ради чего мы затеваем все эти обсуждения и слушания? В Восточной
Сибири и на Дальнем Востоке 19 регионов из 20 – дотационные. Здесь нефть и газ –
это первое звено экономического развития. Но, если уж говорить об экономическом
развитии, почему из всех представленных схем, кроме тех, что готовит компания
ТНК-ВР, выпадает газификация Забайкалья? Вот рядом Ковыкта, газ находится от
Бурятии менее чем в 300 километров – так нет, мы этот газ разворачиваем на
Запад. Основной разведанный ресурсный запас России связан с Западной Сибирью.
Вот думаю, неужели не хватит этого потенциала для того, чтобы обеспечить и
экономику, и экспортные поставки? И не надо быть великим геологом или
прогнозистом, чтобы понять: 43 триллиона кубов газа находится на западе и только
четыре на востоке. И вот из этих четырех мы готовы сейчас взять два и развернуть
на Запад. Что мы от этого выиграем в государственном масштабе? Задаю себе этот
вопрос и пока ответа не нахожу. И боюсь, что мы Восточную Сибирь заставим
слишком долго ждать”.


Николай Лосев


Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-09.12.2005.-№218.-с.1,2)