19 февраля 2003
В самом начале своего выступления Владимир Путин отметил, что в последний раз в этом зале и в таком составе законодатели собирались почти девять месяцев назад. Знаю, заявил Президент, что весь этот период совет работал активно. И на предыдущих заседаниях обсуждались такие значимые вопросы, как систематизация регионального законодательства, межбюджетных отношений, многие важные аспекты разграничения полномочий. Знаю, что ваш совет работает над поиском новых эффективных форм сотрудничества федерального и регионального парламентов. Идет постоянный обмен законотворческим опытом, особенностями правоприменительной практики. По сути, реализуются те задачи, как раз те самые задачи, цели, которые и ставились при создании этого совета.
Все это, безусловно, влияет на профессиональный рост законодателей. А в целом на качество законотворческой деятельности в России. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, особо отметил глава государства, что все базовые условия для системной законодательной деятельности в России созданы. Но исключительно важной задачей остается обеспечение сбалансированности федерального и регионального законодательства, преодоление рассогласованности нормативных актов в Центре и на местах. Этот правовой разрыв тормозит, до сих пор тормозит еще решение многих проблем как в социальной, так и в экономической областях. И, конечно, все принимаемые в стране законы должны быть прежде всего реально работающими, эффективно применяемыми на практике. Недопустимо повторять ошибки прошлых лет, когда в Центре принимались акты, не учитывающие региональную специфику, а в регионах – законы, противоречащие самим основам Конституции Российской Федерации.
Президенту страны известно, что не во всех субъектах Федерации безоговорочно принимается выдвинутая концепция разделения полномочий.Есть вопросы и к организации смешанной избирательной системы в регионах. Именно в связи с этим, заявил Владимир Путин, хотел бы еще раз остановиться на позиции федеральной власти по технологии исполнения уже принятых законов, а также выслушать ваше мнение по тем вопросам и проблемам, которые пока еще дискутируются в ходе их принятия.
В рамках реформы местного самоуправления, отметил Президент, мы должны решить сразу несколько задач. Прежде всего уточняются полномочия органов государственной и муниципальной власти, сформирован целый пакет законопроектов по разграничению полномочий между Центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Таким образом, должна сложиться внутренняя не противоречивая и отвечающая современным потребностям правовая основа их работы. Кроме того, государство должно взять на себя только те обязательства, которые оно реально может исполнить и которые финансово обеспечены. Мы с вами многократно уже говорили об этом, нужно прекратить заниматься пустыми обещаниями, демагогией. А если что и пообещали, нужно исполнять. Надеюсь, что мы эту тему сегодня еще обсудим.
Без тесной увязки полномочий с межбюджетными отношениями, считает Владимир Путин, предпринимаемая реформа будет абсолютно неэффективной. И, наконец, важно обеспечить контроль за движением средств, прозрачность механизма их поступления и расходования. Хотел бы также услышать ваше мнение по поводу структурной модернизации местного самоуправления. И считаю важным то, что договорились по единству принципов территориальной организации муниципальной власти, и то, что они должны быть установлены федеральным законом. Вы также знаете, что в законопроектах предусмотрен ряд мер, направленных на то, чтобы сделать местную власть более доступной людям и, что немаловажно, более дешевой, менее забюрократизированной.
В заключение Президент остановился на так называемой смешанной системе формирования региональных парламентов. Мы и в прошлый раз девять месяцев назад об этом говорили, отметил он, и тогда из этого зала тоже звучали предложения не спешить. Ну девять месяцев уже прошли, нельзя сказать, чтобы кто-то гнал лошадей, спешки и так никакой нет. Появление фракций общероссийских партий в законодательных собраниях субъектов Федерации создает фундамент, должен создать, во всяком случае, на это все рассчитано, фундамент единой партийно-политической системы 6 стране. Поэтому переход к такой системе может стать одним из знаковых шагов на пути совершенствования демократического устройства власти и общества.
В чем, собственно говоря, смысл этого действия? В том, отметил Владимир Путин, чтобы сделать политическую систему, чтобы страна наша была более прогнозируемой и устойчивой, в этом весь смысл. Возможные изменения в законодательство субъектов Федерации должны быть в соответствии с федеральным законом внесены до 14 июля этого года, таково требование федерального закона. Подчеркнув, что мы вышли на очень ответственный этап законодательного обновления государственного устройства России, Президент обратил внимание на то, что сейчас исключительно важно сохранить не только взятые темпы, но и качество работы. Поэтому встречи законодателей в таком широком формате, очень важном формате для страны, будут продолжены. Но и не только. Я рассчитываю, заявил Президент, что руководство Совета Федерации как орган, который призван объединять регионы и учитывать их интересы при принятии федеральных решений, найдет и другие формы работы. Со своей стороны, сообщил Владимир Путин, я готов принимать в них участие.
***
Владимир Путин перед перерывом попросил слово, чтобы высказать свою точку зрения на предложения и критические замечания, содержавшиеся в докладах и выступлениях участников заседания Совета законодателей. Он, в частности, выразил уверенность, что сегодняшняя встреча пройдет небесполезно. Содержание дискуссии показывает, что в регионах идет серьезная, по-настоящему государственная работа по совершенствованию законодательства страны.
Глава государства подчеркнул, что недопустимо откладывать реформу в долгий ящик. Процесс синхронизации предложенных законов и внесения изменений в законы, которые регулируют финансово-экономическую деятельность, должен идти параллельно, и рассматриваемые сегодня законы о разграничении полномочий должны вступать в силу сихронизированно с изменениями в налоговое и бюджетное законодательство.
Уже сейчас Министерство финансов, отметил Владимир Путин, готовит эти предложения. Работа идет вместе с депутатами Государственной Думы. После того как они будут сформулированы, они обязательно будут предложены Совету законодателей.
Президент высказал свое отношение и к идее провести, по сути дела, комплексную ревизию законодательства. Именно так и предполагается сделать. До 2005 года планируется пересмотреть более 200 законов. Они сейчас находятся в работе комиссии, которую возглавляет Дмитрий Козак. В работе участвуют представители регионов, министерств и ведомств, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации.
Владимир Путин также акцентировал внимание участников заседания на том, что важно обеспечить ответственность всех сторон, в том числе и федерального Центра, за решения, которые будут приняты в ходе разделения полномочий. Комиссия по подготовке законопроектов, конечно, должна обратить внимание на эту сторону дела.
То же самое можно сказать о недопустимости выхолащивания конституционных прав субъектов Российской Федерации. Нет у нас цели строительства страны по советскому образцу. Суперцентрализация – это неэффективно и работать не будет, особенно в условиях рыночного хозяйства. И если такие опасения есть, если есть намеки на это в законе, нужно обратить на это внимание.
Владимир Путин разделяет обеспокоенность, что в результате реформы за регионами могут быть закреплены такие обязательства, которые окажутся неисполнимыми. Но знает ли кто-нибудь из участников заседания, каков уровень обязательств государства перед населением? Каким должен был бы быть бюджет Российской Федерации? За последние годы принято столько законов, что разобраться в них крайне сложно. Приблизительная оценка их стоимости – 6, 5 трлн. рублей. А консолидированный бюджет страны – 3, 5 трлн. рублей. Выходит, что 3 трлн. рублей – это неисполненные обязательства перед населением.
– Вот где проблема лежит, – сказал Владимир Путин, – и вот ради чего мы с вами работаем.
Надо разграничить полномочия и прекратить обманывать население, призвал глава государства. Сказать, кто за что отвечает и какими источниками должен наполнять свой бюджет, для того чтобы исполнять эти обязательства. А если что-то не можем исполнить, прямо и честно надо сказать: не исполним, не можем. Люди могут простить все, только одного не простят – вранья. В этой связи абсолютно правильно сказать, что является приоритетом, что государство обязано сделать, кровь из носу, обязательно исполнить – помочь инвалидам, помочь ветеранам войны, малообеспеченным слоям населения.
***
Голос Совета законодателей был услышан Президентом
В перерыве заседания Председатель Совета Федерации Сергей Миронов встретился с журналистами. Он отметил, что Совет законодателей стал заметным совещательным органом среди законодателей страны. Это подтверждает и то, что сегодня голос Совета законодателей был услышан Президентом. Решение подготовлено взвешенное. В нем, в частности, говорится о необходимости одобрить Государственной Думой в первом чтении законопроекты и продолжить работу над их совершенствованием.
– В целом, – сказал в заключение Сергей Миронов, – у моих коллег, руководителей органов законодательной власти регионов, есть все основания быть довольными ходом сегодняшнего заседания. И, думаю, можно сказать, что Совет законодателей как новый орган власти России состоялся.