19 декабря 2002
Центральное место на 100-м заседании верхней палаты занял федеральный закон “О федеральном бюджете на 2003 год”.
Дискуссия была жаркой и продолжительной. Убеждать сенаторов принять главный финансовый документ государства на будущий год на Большую Дмитровку приехал заместитель председателя правительства РФ – министр финансов Алексей Кудрин. С его точки зрения, бюджет сохранил свою социальную направленность и несет те приоритеты, которые актуальны для общества и государства.
Политика на 2003 год в основном сбалансирована, несмотря на пик платежей по внешним долгам – 17, 2 миллиарда долларов.
На будущее, по мнению Алексея Кудрина, следует создать долгосрочные нормативы по налоговой и расходной политике государства минимум на два года вперед. Далеко не все сенаторы разделили оптимизм вице-премьера. Не случайно ему больше часа пришлось давать подробные ответы на довольно острые вопросы членов Совета Федерации.
Позицию профильных комитетов Совета Федерации изложил председатель Комитета по бюджету Евгений Бушмин. В этом году впервые еще до внесения проекта федерального бюджета на рассмотрение в Государственную Думу проект бюджета был обсужден и скорректирован в процессе работы трехсторонней рабочей группы. В результате правительство согласилось с предложением Федерального Собрания пересмотреть в сторону увеличения основные макроэкономические показатели, что обеспечило высокую реалистичность прогноза социально-экономического развития на 2003 год по сравнению с предыдущими годами.
Основным видом помощи бюджетам регионов остаются средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в объеме 173, 2 миллиарда рублей.
Размер фонда компенсаций составляет в бюджете на будущий год 47 миллиардов рублей, которые направлены прежде всего на реализацию двух крупных социальных законов – “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”. Впервые сюда включены средства в размере 13, 82 миллиарда рублей на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральным законом о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики” и другие законодательные акты. Одновременно вводится новый вид расходов – субсидии бюджетам регионов на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности.
Евгений Бушмин отдельно остановился на вопросе пролонгации задолженности по бюджетным ссудам, выданным субъектам Федерации до 1 января 2003 года. Это около 20 миллиардов рублей. Большая часть была выдана регионам на финансирование расходов, связанных с повышением заработной платы бюджетникам. Погасить долги регионы не в состоянии. Между тем очередное повышение зарплаты запланировано на октябрь будущего года. Предложение установить десятилетнюю рассрочку погашения долгов регионов перед федеральным бюджетом поддержки не нашло. Правительство согласилось отложить срок окончательной расплаты только до 1 ноября 2003 года.
Террористический акт, совершенный в конце октября в Москве, побудил Совет Федерации принять постановление, предусматривающее улучшение финансового обеспечения антитеррористической деятельности прежде всего затечет предоставления права правительству направлять на эти цели экономию по расходам федерального бюджета в сумме до трех миллиардов рублей. Однако, отметил докладчик, в окончательный вариант федерального закона эта статья не вошла.
Принципиально важным является включение в текст главного финансового документа государства статьи 140, в соответствии с которой правительство должно установить предельные размеры повышения тарифов на услуги естественных монополий в пределах макроэкономических параметров и основных показателей (декабрь 2003 года к декабрю 2002 года).
Регионы имеют претензии.
На заседании выступил председатель Счетной палаты Сергей Степашин. Он призвал принять бюджет, отметив, что назрела необходимость пересмотреть действующее законодательство, с тем чтобы исключить нарушения, которые допускаются правительством уже на начальной стадии формирования главного финансового документа страны. Не менее важно повысить значение прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, определиться в сферах налогового регулирования между бюджетным и налоговым законодательствами.
Член Совета Федерации Сергей Агапцов акцентировал внимание коллег на том, что дополнительные доходы, полученные налогоплательщиками, к сожалению, не пошли на инвестиции производства. Очевидно неэффективное расходование ресурсов федерального бюджета. Необходимо повышать заинтересованность регионов в наращивании собственной расходной базы. О том, что бюджет на 2003 год не учитывает интересы регионов, говорили Рафгат Алтынбаев, Константин Маркелов и Галина Буслова. Председатель Комитета по обороне и безопасности Виктор Озеров отметил, что остается много нерешенных вопросов по финансированию Вооруженных сил.
– Наша армия по-прежнему раздета, разута, больна, – констатировал сенатор. – К сожалению, ослаблено внимание к вопросам борьбы с терроризмом.
Однако, несмотря на критические замечания, выступающие согласились с необходимостью принять главный финансовый документ на 2003 год.
Более категоричен в выводах был Евгений Ильюшкин.
Большинство социальных программ, считает он, будет профинансировано ниже уровня 2002 года, что ударит по ветеранам, инвалидам, чернобыльцам, детям.
– Складывается впечатление, – сказал Евгений Павлович, – что, когда у государства плохо дело с финансами, вся тяжесть перекладывается на самые обездоленные слои населения.
Сенатор предложил отклонить закон. С этим согласился и Вячеслав Новиков. “Правительство, – отметил он, – видимо, считает, что вся жизнь в России сосредоточена в пределах Садового кольца. Оно вместе с Государственной Думой последовательно нарушает интересы регионов”. Однако их коллеги вчера были настроены более конструктивно, приняв большинством голосов федеральный закон о бюджете на 2003 год.
– После подписания закона Президентом страна вступает в новый год с бюджетом, – подвел своеобразный итог продолжительной дискуссии Сергей Миронов. – Это нормально. Хорошо, что еще за две недели до Нового года Федеральное Собрание приняло бюджет.
Игорь Наумов