В интересах Центра и регионов.("Гудок" (Москва).-18.05.2004.-№087.-с.1)

18 мая 2004

В Совете Федерации РФ состоялось совещание по обсуждению пакета законопроектов по реформированию налоговой системы с участием представителей Правительства страны Александра Жукова, Алексея Кудрина и Михаила Зурабова.


Гак как палата российского парламента представляет все субъекты РФ, то, естественно, для сенаторов наиболее важным был вопрос: как “прописана” в реформе налоговой системы региональная составляющая? Тем более что, по словам председательствовавшего на совещании спикера СФ Сергея Миронова, ситуация с доходами региональных бюджетов ухудшается год от года. Он привел примеры: в регионах не собраны акцизы на алкоголь (недопоступило в бюджеты субъектов 350 миллионов рублей), на нефтепродукты, неблагоприятными для субъектов Федерации оказались произведенные в последнее время налоговые изменения. Поэтому Правительству РФ нужно учесть все эти минусы при проведении нового этапа налоговой реформы.


“Снижая налоговое бремя на экономику, – подчеркнул Сергей Миронов, – мы, с одной стороны, раскрепощаем производителей и даем им определенный потенциал конкурентоспособности. Но, с другой стороны, растет бремя социальных обязательств государства перед теми гражданами, которые не относятся к экономически активному населению”. Как сбалансировать эти две стороны, чтобы выгода была как для государства, так и для регионов, задавали вопрос сенаторы.


Так, председатель бюджетного комитета СФ Евгений Бушмин, говоря о ситуации с разграничением налоговых доходов и финансированием государственных функций, отметил “неровность счета” при компенсации регионам средств, затраченных на финансирование федеральных социальных льгот. “Регионы потратили 29 миллиардов рублей, а общая стоимость льгот по стране – 159 миллиардов, а значит, субъектам Федерации надо дополнительно направить 130 миллиардов”, – привел он расчеты.


“Где финансовая поддержка разграничения уровней власти?” – задал вопрос о финансовой стратегии Минфина в отношении муниципалитетов председатель комитета СФ по вопросам местного самоуправления Леонид Рокецкий.


Представители Правительства постарались дать ответы на эти и другие вопросы сенаторов, проинформировав их о стратегии налоговых реформ в стране и планах на 2005 год, а также представив очередной пакет законопроектов по налоговой реформе. В частности, Правительство подготовило предложения по увеличению ставок налога на добычу полезных ископаемых, снижению единого социального налога до 26 процентов вместо ранее предлагаемых 30. Реализация этих источников, по словам Александра Жукова, позволит уже с середины этого года получать дополнительные доходы в федеральный бюджет, даст экономике дополнительные средства, что будет содействовать экономическому развитию и процессу легализации заработной платы.


Алексей Кудрин обосновал целесообразность повышения налогов на добывающий сектор благоприятной для России конъюнктурой мировых цен на нефть. “Эти средства, – заявил он, – необходимо в качестве национальной ренты направить на финансирование неотложных государственных нужд”. Собственно, об этом давно и много говорили и политики, и ученые, и экономисты. И вот наконец-то власть решилась на этот очевидный и необходимый с точки зрения интересов страны шаг.


Достаточно сказать, что если стоимость одного барреля нефти в среднем по 2004 году составит 30 долларов, то Россия дополнительно получит около 3 миллиардов долларов. А это возможность успешно решать социальные проблемы, поддержать регионы. Взять, к примеру, пенсионную реформу. По замыслам Правительства, средний размер пенсии постепенно должен вырасти в стране с 30 до 57 – 60 процентов по отношению к размеру средней заработной платы. В том числе не только за счет обеспечения минимальных социальных стандартов, но и предоставления человеку возможности заработать к своей пенсии дополнительную надбавку.


“Положение людей в результате всех реформ не должно ухудшаться, – отметил после окончания совещания Алексей Кудрин. – Если нет поддержки со стороны региональных лидеров, то такие реформы лучше не проводить вовсе”. Руководство Совета Федерации также дало положительную оценку состоявшемуся разговору. Достигнутое согласие представителей Правительства и законодателей вселяет уверенность, что вносимый в парламент пакет законопроектов по налоговой реформе действительно будет отвечать интересам Центра и регионов.


***


Средний размер пенсии постепенно должен вырасти в стране с 30 до 57 – 60 процентов по отношению к размеру средней заработной платы.


Юрий ГОВЕРДОВСКИЙ.