3 декабря 2002
Одной из ярких черт политической жизни России в минувшем году стало качественное изменение федеральной представительной власти. На смену “удельным князьям” ельцинской эпохи, по должности заседавшим в Совете Федерации, пришли профессионально работающие законодатели.
Владимир Путин сформировал свою властную вертикаль, ограничив влияние региональных лидеров на местные структуры федеральной власти с одной стороны, и постепенного отлучив этих лидеров от прямого представительства в Москве с другой.
Говоря о нынешнем политическом поведении законодательной власти в России, только ленивый не вспомнит об управляемости российского Парламента. Но сегодня вся политическая элита страны, так или иначе, прислонилась к рейтингу президента.
Совет Федерации как элемент обновленного государственного механизма может быть признан успешным проектом президентской команды. Стала объективно выше роль председателя, который не только представляет всех остальных сенаторов в стране и за ее пределами, но и является знаковой политической фигурой.
Год работы Сергея Миронова на посту спикера ознаменован рядом крупных событий, инициатив и поступков. Первые его шаги и публичные заявления пугали многих своей прямолинейностью. Во время официального визита в Израиль 11 марта 2002 года он отказался встретиться с Ясиром Арафатом. Мидовцы старой закалки негодовали, российская пресса терялась в догадках: самостоятельно ли действовал Миронов, или решение заранее было принято в Кремле?. Затем будут его выступления о необходимости помиловать журналиста Григория Пасько, законодательно отменить в России смертную казнь, неформальное участие в создании “Партии жизни”.
Даже не разделяя взглядов спикера, нельзя не признать, что во всех этих случаях он делал некий нравственный выбор. Но нет другого способа для политика обрести собственное лицо, перестать быть только функцией. От политика национального масштаба люди ждут такой искренности в поступках и словах, которая показала бы – лидер уже вырос до понимания того, что всякая хитрость, в конечном счете, есть форма глупости.
Важно отметить единство российской власти в самые острые моменты, будь то проблема международного терроризма, российско-грузинские отношения или, например, сложности в отношениях с Белоруссией. Парламент больше не вступает в публичную конфронтацию с президентом, и это объективно делает Россию более сильной.
Одним из критериев оценки является международный авторитет верхней палаты и ее спикера. Именно в бытность Сергея Миронова председателем Межпарламентской ассамблеи СНГ, Европарламент впервые официально заявил, что уровень его отношений с этой организацией не ниже, чем с Парламентской ассамблей Совета Европы.
Важной международной инициативой МПА стала Конвенция о стандартах демократических выборов, защите прав и свобод граждан. Не смотря на это, сам Совет Федерации России остается одним из немногих законодательных органов, члены которого не избираются народом, а назначаются местными “начальниками” и депутатами. Это явное нарушение демократических принципов не может не тревожить и общественность, и самих сенаторов.
Нынешний состав палаты уже столкнулся с проблемой немотивированных отзывов сенаторов субъектами Федерации. Полная зависимость от решения руководителя региона или законодательного собрания, которые делегировали своего представителя в Совет, делают положение этого человека весьма неустойчивым.
Сергей Миронов считает, что переход к выборности необходим, но только после 3-4 лет спокойной работы нынешнего состава палаты. При этом выборы должны проводиться не в один день, как в Госдуму, а по мере проведения в регионах выборов президентов, губернаторов и депутатов законодательных собраний.
Изменения в способе формирования Совета Федерации и его структуре необходимы, и они будут предприняты в ближайшие годы. Но уже сегодня ясно, что российский Сенат является опорой президента и имеет непосредственное отношение к одному из главных достижений последних лет – стабильности в обществе и государстве.
Павел Дзыгивский