Третье лицо

25 декабря 2001


Пленарное заседание Совета Федерации 26 декабря впервые проведет новый спикер – Сергей Миронов. О своих планах на новом посту и о том, какие реформы ожидают российскую законодательную власть в обозримом будущем, Сергей Миронов рассказал “Итогам”.


– Сергей Михайлович, вы уже обжились в кресле спикера Совета Федерации?

– Сейчас многие, заходя в мой кабинет, спрашивают об этом, только тогда я и начинаю оглядываться на обстановку. Но, как понимаю, вас интересует не мебель, а насколько я “вошел” в работу? Работы много. Все с колес сейчас делаем. Нет времени прочувствовать, что значит статус спикера СФ. Но есть внутреннее ощущение, что я занимаюсь своим делом. В том смысле, что я – профессиональный законодатель и это поле деятельности – мое.

– Хотя вы не первый спикер СФ, но все же в полной мере назвать вас преемником Егора Строева нельзя – под вашим началом совсем иная верхняя палата. Что бы вы хотели оставить как есть, а что изменить в работе Совета Федерации?

– Во-первых, о преемственности. Я уже несколько раз встречался с экс-спикером СФ Владимиром Шумейко. По его инициативе такие встречи будут отныне регулярными. У нас уже есть совместные наработки, которые я намерен использовать. Раз в три дня мы созваниваемся с Егором Семеновичем. Я считаю необходимым востребовать опыт Строева и Шумейко, прежде чем ломать старое и возводить что-то новое. Во-вторых, очевидно, что со сменой палаты следует сменить и подходы. Появляются и новые возможности в работе: систематизация российского законодательства, законотворческое планирование. Надо стараться упреждать общественные реалии завтрашнего дня, заранее закрепляя для них соответствующие правовые нормы. Я имею в виду, к примеру, проблемы информационной и экологической безопасности, защиты интеллектуальной собственности. Предыдущий состав СФ в силу режима работы не мог освоить такую функцию. Это миссия нового созыва.

– Получается, что вы намерены сосредоточиться только на законотворческой работе? А как с политической ролью третьего по Конституции лица в государстве?

– Вы правы, именно таков статус спикера СФ. И что бы он ни делал, даже если считается, что он не занимается политикой, все равно каждый его шаг будет расцениваться именно с этих позиций. Все его действия рассматриваются через призму “а что он сказал?” и “что он подразумевал?”. Мы вот недавно могли наблюдать этот аспект: “А что он имел в виду?”, “А с кем он это согласовывал?” Так что спикер – фигура политическая. Готовлю себя к такой работе, потому как понимаю, что ею придется заниматься.

– Какая наиболее важная задача стоит перед спикером-политиком?

– Придется заниматься вопросами взаимодействия всех ветвей власти. Пора, на мой взгляд, заканчивать разговоры о том, какая из двух палат парламента выше – Госдума или Совет Федерации. Мы две равноправные палаты, но с разными функциями. И на самом деле правового поля для такого спора нет. Стоит отметить, что Дума в силу способа формирования более представительна. Она представляет население, избирателей, а мы – органы власти субъектов РФ.

– Значит ли это, что верхнюю палату парламента ожидает новая реформа?

– Я полагаю возможным формирование Совета Федерации в принципе на другой основе. Буквально вчера я беседовал с коллегой Плотниковым (представитель Мосгордумы в СФ. – “Итоги”). Вы знаете, что у меня был проект реформы СФ, по которому возможно избрание членов СФ всенародно (кандидатов выдвигают губернатор и парламент), а Плотников предлагает другой вариант: члена СФ по линии исполнительной власти избирать вместе с губернатором, тогда его нельзя будет отозвать. Считаю, что такая идея достойна того, чтобы ее обсудить. Ведь нынешний состав СФ не защищен от произвола местных властей. Но вот вопрос: что в плотниковском проекте делать с представителем законодательной власти? Логично было бы позволить региональным парламентам назначать своего представителя, но тогда уже на весь срок полномочий, без права отзыва. Впрочем, и тогда равноправия не будет – один представитель избирается всенародно, а другой делегируется. Так что надо думать.

По Конституции верхняя палата парламента ни на минуту не может быть распущена. Это наше отличие от Думы. И никогда такого не будет, чтобы один состав СФ завершил свою работу, а другой в полном составе его сменил. Ротация идет постоянно. Так что с какого-то момента порядок формирования верхней палаты может быть изменен, но представители по “новому принципу” будут замещать коллег постепенно. Так или иначе, мое мнение: члены СФ должны получать мандат от народа.

– И когда ждать реформ?

– Состав СФ, как я уже сказал, будет меняться перманентно. Так что невозможно будет четко разграничить: вот это был третий созыв, а это пошел четвертый. Кстати, у нас и сейчас есть члены СФ, которые были делегированы уже по новым основаниям и сейчас вновь подтверждают свои мандаты после очередных выборов в регионах. Вот и 26 декабря будет такая ситуация – один из членов палаты сложит полномочия, и мы их тут же подтвердим. То есть формально он не будет членом СФ каких-то пару минут.

– Как вы оцениваете возможность Совета Федерации стать своего рода кузницей кадров для исполнительной власти?

– За пять месяцев работы в СФ я познакомился со многими своими коллегами, а как только стал председателем СФ, еще раз запросил все “личные дела”, чтобы понять, что за команда, насколько она профессиональна. В прессе было много публикаций: вот, мол, пришли олигархи или вообще “никакие люди”, “их звать никак”, “они – марионетки, сами ничего не решают”. Но, познакомившись с ними, могу заявить, что нынешний состав палаты вселил в меня не просто надежду, а уверенность в том, что палата дееспособна и будет работать профессионально и качественно. Она взрастит новых политиков федерального масштаба. В регионах не меньше ярких политиков, чем в столицах. И я не удивлюсь, если уже через некоторое время члены СФ будут востребованы в других органах власти.

– Из Кремля запроса на кадры еще не поступало?

– Нет. Но я не сомневаюсь, что в стенах СФ вырастут федеральные политики, которые будут способны работать на многих постах. Я вижу, какой потенциал сейчас находится в СФ, а во-вторых, мы имеем трибуну – орган власти федерального уровня, где каждый может себя проявить. Так что любой сенатор будет заметен не только обществу, но и людям, заинтересованным в обновлении кадрового состава власти. СФ станет не столько кузницей, сколько местом переплавки региональных кадров в федеральные.

– СПС тоже намерен готовить кадры для федерального руководства…

– Замечательно. Чем больше кузниц, тем больше выбор. СПС – рыночники, должны помнить, что большой выбор очень важен. Чем больше предложений, тем лучше.

– А вас не беспокоит, что сенаторы начнут один за другим покидать верхнюю палату, перебираясь на должности в структурах исполнительной власти?

– Если пойдет процесс непрерывного “выдергивания”, то я это буду только приветствовать. Если люди будут идти на какие-то ответственные посты, где они будут принимать значимые решения, имея уже опыт парламентской работы (а я считаю, что этот опыт дорогого стоит), то это только к лучшему. Бывший законодатель лучше других понимает, как важно четко исполнять то, что предписано законом.

– Вы сказали, что СФ намерен провести ревизию законодательства РФ? А как же недавняя ревизия региональных законодательств?

– Вы говорите о приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным. Когда мы читали о том, что выявлено несколько тысяч таких несоответствий, то любой гражданин делал вывод, что “эти регионалы совсем распустились”, “что хотят, то и делают, каждый день нарушают Конституцию и еще за это получают деньги налогоплательщиков”. Я не буду брать крайности, которые, к сожалению, были, но в 99 процентах случаев речь шла о том, что субъекты Федерации раньше принимали законы, а по принятии федерального закона выяснялось, что его положения противоречат региональным актам. Субъекты РФ просто не успевали справляться с этой работой. Помогли полпреды и прокуратура. Кстати, нужно отдать ей должное – это наша стержневая вертикаль, которая существует до сих пор, несмотря на все попытки что-то изменить. А когда я говорю о нашей ревизии, то имею в виду внутриведомственные инструкции, приказы и даже указы президента, которые давно устарели, но которые не отменены. О них частенько забывают при принятии нового закона. Вот и получается, что сидит какой-то чиновник и говорит: “Да, мол, есть такой федеральный закон, но есть и инструкция 1936 года, и никто ее не отменял”. И если столкнуться с таким чиновником где-то в ЖЭКе или паспортном столе, то проблему решить никак не удастся. Нужно при принятии новых законов увязывать их с имеющейся нормативной базой или подправлять ее. Есть и другая проблема: принимается закон, но пишется, что некоторые спорные моменты будут регулироваться отдельным законом, а закона-то до сих пор нет! И таких отсылок – тьма.

– Стоит тогда ожидать появления в стенах СФ нового комитета?

– Нет. Думаю, что в рамках Комитета СФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам эти проблемы и будут решаться. Вообще эта задача для мощного правительственного института. При Строеве был научно-экспертный совет, мы его намерены оставить. И даже сделать второй. Думаю, что многие научные силы страны, понимая важность задачи, почтут за честь помочь нам в этой работе. Мы будем рады помощи и со стороны наших коллег из Госдумы, так как отдаем себе отчет, что самостоятельно эту работу не выполним, но мы готовы выступить застрельщиками, координаторами.

– И каков в таком случае порядок действий?

– У нас есть право законодательной инициативы. А когда уже появятся практические наработки, какие-то данные о том, что необходимо отменить из норм, то мы начнем совещание с коллегами из Госдумы, предоставим материалы президенту РФ, правительству. Согласуем и отменим. Для того и нужно пятилетнее законотворческое планирование, чтобы заполнять образующиеся нормативные лакуны.

– Ожидаются ли какие-то существенные изменения регламента СФ?

– Ожидаются. Мы имеем уже третий вариант новой редакции регламента СФ и, по моим ожиданиям, не последний. Ведь разрабатывая новый регламент, хотелось бы не просто фиксировать сегодняшнее состояние, а посмотреть немножечко вперед. Работа пока идет, но могу точно сказать, что, например, групп и фракций по политическим мотивам в СФ не будет. На нашей рабочей группе 14 представителей от 7 федеральных округов приняли единогласное решение: по любым основаниям, отличным от территориальных, никаких групп в СФ быть не должно по определению. Точка. Мы допускаем возможность образования групп лишь в рамках федерального округа или группы округов, или, скажем, между пограничными территориями и т.п. Не сомневаюсь, что это найдет отражение в регламенте в качестве жесткой нормы, которую нельзя будет обойти.

– Сергей Михайлович, чего вы ждете от нового года?

– Совет Федерации встречает новый год в обновленном составе, с большими планами, и я нисколько не сомневаюсь, что будущий год подарит нам много работы. Пользуясь случаем, хочу через ваш журнал пожелать всем исполнения надежд, нашей великой Родине – процветания и благополучия, чтобы миновали нас потрясения любого рода, откуда бы они ни исходили, – техногенные или рукотворные. Так что всем добра, любви и радости.

Светлана Сухова


Источник: ("Итоги" (Москва).- 25.12.2001.- №051-052.- с.12-14)