8 октября 2002
Cовет федерации заявил вчера о решении активно участвовать в разработке Энергетической стратегии России. Верхняя палата намерена поставить этот вопрос на парламентские слушания, где выскажутся все заинтересованные министерства и ведомства. По мнению сенаторов, закон о топливно-энергетическом балансе (как составная часть энергетической стратегии) должен стать “вторым законом в стране после Конституции”.
Анализировать со всех сторон энергетическую стратегию страны до 2020 года, которая была разработана в недрах правительства, Совет федерации решил сейчас, чтобы иметь возможность внести свои коррективы. Это как раз укладывается в новый стиль работы палаты, сообщил “Известиям” спикер СФ Сергей Миронов. По его словам, “палата намерена и дальше продолжать линию упреждающего изучения правительственных законопроектов”.
Одним из главных вопросов на предстоящих слушаниях, которые намечены на 18 октября, станет управление текущими и перспективными топливными балансами страны. Как считают сенаторы, это и есть основной инструмент воздействия государства на развитие рыночной экономики. Все дело в том, что, по словам первого зампреда сенатского комитета по бюджету Светланы Орловой, на вопрос “из чего же состоит топливно-энергетический баланс страны” сейчас никто со всей определенностью не ответит. Но именно закон о топливно-энергетическом балансе и должен быть вторым законом – после Конституции. По мнению сенаторов, в дальнейшем в рамках именно этого закона можно будет регулировать такие вопросы, как добыча полезных ископаемых, развитие задействованных в ТЭКе и минерально-сырьевом комплексе секторов экономики. Как заметил Сергей Миронов, если грядущие слушания подтолкнут правительство к написанию закона о топливном балансе страны, это будет очень хороший результат.
Спикер не исключил, что в ходе слушаний будет высказан ряд критических замечаний в адрес подготовленной в Минэнерго стратегии. По его словам, если бы все было гладко, то бессмысленно было бы тогда собираться в нынешнем составе. Как считают сенаторы, концепция – это набор добрых пожеланий, но “не стратегия и не прорыв”. Разговор должен быть полезен и для регионов, и для правительства, и для палат парламента.
В Минэнерго спокойно отнеслись к заявлениям спикера верхней палаты. “Это далеко не первое рассмотрение концепции. Предыдущая версия рассматривалась на правительстве еще в 2000 году. Доработка с нашей стороны вызвана динамикой российской экономики. Именно это заставило нас выступить с новой редакцией энергетической стратегии”, – сообщил “Известиям” высокопоставленный сотрудник Минэнерго.
Стратегия разрабатывалась с участием ведущих предприятий ТЭКа и энергетики. Проект документа кабинет министров должен рассматривать 14 ноября. “Мы всегда за конструктивное сотрудничество и будем только благодарны Совету федерации, если в ходе слушаний удастся четко сформировать пожелания регионов, к которым мы всегда прислушиваемся”, – подчеркивают в Минэнерго.
По итогам слушаний, на которых уже дали предварительное согласие выступить Греф, Юсуфов, Кириенко и Лужков, сенат намерен не только дать рекомендации правительству и самим себе, но и внести ряд серьезных изменений в существующие законы. “Сам факт публичной разработки такой стратегии свидетельствует о том, что Россия вышла из периода коротких штанишек, и у нас появилась возможность стратегического планирования”, – заявил “Известиям” Сергей Миронов.
Илья ГОРБУНОВ, Наталья РАТИАНИ