Такое вот кино...

7 февраля 2008

Российское кино, ещё с десяток лет назад балансировавшее на грани бытия и небытия, доказало свою жизнеспособность и небезуспешно борется за зрителя. С этим были согласны практически все участники заседания Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации РФ, на котором шла речь “О развитии российской кинематографии и законодательном регулировании производства и проката отечественных фильмов”.


Открывая заседание, собравшее многих видных деятелей кинематографа, Сергей Миронов сообщил, что им подготовлены для внесения в Государственную Думу две законодательные инициативы, направленные на поддержку отечественного кино. Первая из них позволит бесплатно получать образование по творческим специальностям, даже если претендент на лавры в избранном виде искусства уже обладает вузовским дипломом. Дело в том, что российское кино испытывает нарастающий дефицит кадров. Однако сказать свое слово в кинематографе способны в первую очередь люди, узнавшие жизнь во всей ее противоречивости. Юношам, “обдумывающим житье” и приходящим в творческие вузы сразу после школы, это не всегда под силу. Тем же, кто приходит в кино после предшествующих учебных и жизненных университетов, приходится сталкиваться с необходимостью учиться за немалую, а порой и непосильную плату.


Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов добавил, что острота проблемы заметна и в музыке. Композиторы и дирижеры очень редко начинают с нуля. О примере Чайковского или Римского-Корсакова напоминать никому не надо… Впрочем, выдать абитуриенту студенческий билет – это еще малая часть дела. Ректор ВГИКа Александр Новиков привел в своем выступлении кое-какие беды своего уникального института. Питомнику киноталантов, который вскоре отметит 90-летие, очень тесно под его сегодняшней крышей. “Постройте нам новое здание, и мы еще 90 лет ничего просить не будем” , – не без горечи сказал Новиков. Непросто и с оплатой труда корифеев кино, передающих студентам опыт, накопленный за всю жизнь. Преподаватель физкультуры, защитивший кандидатскую диссертацию по своей профессии, получает надбавку в зарплате, а народный артист или заслуженный деятель искусств, увы, нет…


Вторая законодательная инициатива Сергея Миронова связана с соотношением на экранах кинотеатров и телевизоров отечественных и зарубежных кинолент. Фильм мало отснять, смонтировать и озвучить, его надо еще и показать, и вот тут-то муза и копейка скрещивают шпаги самым безапелляционным образом. Председатель Совета Федерации упомянул, что, по его мнению, доля показа национальных фильмов в кинозалах и по телевидению должна составлять не менее 30 процентов от общего количества в сутки. Эту цифру подсказывает опыт других государств, где объемы протекционизма охватывают в основном от четверти до половины местного кинопроката.


Заместитель руководителя агентства по культуре и кинематографии Александр Голутва эту новость встретил в осторожные штыки, сославшись на вполне благополучную статистику. По его данным, российские киноленты успешно заполнили сейчас ровно четверть кинорынка, валовой сбор прокатчиков от их показа достигает 28 процентов, а при государственной поддержке продвижения кинотовара ее можно довести и до 40 процентов! Александр Голутва считает, что ограничительные акции могут “обрушить кинотеатры”…


Интересно, что самые успешные из создателей доморощенных блокбастеров таким положением не слишком довольны и очень даже охочи до сокращения отечественного кинопроизводства, полагая, что уже сейчас наши ленты конкурируют не столько с западной продукцией, сколько между собой. Логика проста: если в минувшем году только пять кинофильмов захватили 46 процентов валовых сборов, то остальные могут еще больше потесниться и не отвлекать зрителей от товара, заведомо обреченного на коммерческий успех. Подобная точка зрения, если ее принять, обернется тем, что за бортом “парохода современности” окажется престижное, но не прибыльное в целом авторское кино, будут оттеснены на обочину малобюджетные картины, оставив зрителя на милость размашистых зрелищных фильмомонстров. Уже сейчас фильм с бюджетом, не превышающим один миллион долларов, заведомо обречен на неприбыльность.


О квотировании показа говорили многие участники прений. Они дружно высказывались за введение ограничительных мер, которые притом могли бы помочь финансированию российского кино. Кинорежиссер Сергей Соловьев припомнил свой опыт работы в Колумбии во время съемок киноленты “Избранные”. В этой стране не запрещается показывать любое количество импортных кинофильмов, но четыре пятых стоимости билета достается не хозяину кинозала, а идет на поддержку своего, пусть не знаменитого, но родного кино. При показе же колумбийских и любых других латиноамериканских лент ситуация меняется в противоположную сторону… В Германии не возбраняется возведение американских кинотеатров, но владельцы обязаны открывать в них по два зала всего на 40-60 мест каждый и демонстрировать в них неприбыльные современные фильмы и киноклассику… У нас, увы, идут порой другим путем. Уже появился кинотеатр, в котором на ночных сеансах оборудованы лежачие места на одного и на двоих.


Китай разрешает показывать в кинотеатрах лишь 15 американских фильмов в год, не ограничивая продажу кинолент на видеоносителях. Последнее очень и очень немаловажно, поскольку ведущие американские киностудии львиную долю доходов получают именно от продажи кассет и дисков со своими работами.


Но где видео – там пиратство! В кинотеатрах проблему “левых” сборов и всевозможных неучтенных, доходов возможно, удастся решить с введением единой федеральной системы “Электронный билет”. Это потребует внесения изменения в Федеральный закон от 22. 08. 1996 года “О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации” , и Совет по государственной культурной политике планы этих изменений поддержал. Борьба же с нелегальной сетью подпольного видеопроизводства корректив законодательства не требует, но ведется откровенно вяло. Генеральный директор “Мосфильма” Карен Шахназаров привел в пример грядущую пиратскую судьбу своего нового кинофильма “Исчезнувшая империя”. Премьера назначена на 14 февраля, а пресловутая видеотолкучка “на Горбушке” уже гарантирует появление копий всего двумя днями позднее. Кинорежиссер Александр Сокуров связал все это с отсутствием политической воли. По его словам, нужно заставить МВД выполнять свои обязанности. Ни ему самому, ни его коллегам реальных результатов на просьбы принять меры дождаться пока не удалось.


“Пиратская” тема в проект рекомендаций Совета по государственной культурной политике заранее включена не была, но Сергей Миронов заверил, что она непременно найдет отражение при подготовке окончательного варианта документа. В рекомендациях поддержаны инициативы по совершенствованию законодательства в части вопросов, связанных с развитием киноискусства. Предусмотрено включение в федеральную адресную целевую инвестиционную программу строительство нового учебного корпуса ВГИКа и здания Государственного центрального музея кино. Признано целесообразным провести в Совете Федерации будущей осенью парламентские слушания по проблемам, связанным с развитием российской кинематографии и совершенствованию механизмов по производству и прокату отечественных фильмов.


***


Доля показа национальных фильмов в кинозалах и по телевидению должна составлять не менее 30 процентов от общего количества в сутки.


Источник: "Парламентская газета" (Москва).-07.02.2008.-№006-007.-с.10