Стратегия Сибири. ("Гудок" (Москва).- 30.07.2003.- №132.- c.1-2)

30 июля 2003

После заседания Госсовета была разработана “Программа развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на 2002 – 2005 годы”. Планы сибиряков, поддержанные Геннадием Фадеевым, успешно претворяются в жизнь.

Успехи сибиряков впечатляют – такую оценку работе Западно-Сибирской железнодорожной магистрали и ее партнеров дали в канун Дня железнодорожника председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов и министр путей сообщения РФ Геннадий Фадеев.

Два высоких столичных гостя посетили Кузбасс. Министр прилетел в Новокузнецк из Красноярска. А спикер верхней палаты парламента, накануне знакомившийся с перспективами развития угольной отрасли в Кузнецком бассейне, органично включился в предпраздничные мероприятия железнодорожников.

Встреча Сергея Миронова и Геннадия Фадеева состоялась на перроне станции Новокузнецк-пассажирский за несколько минут до начала торжественного митинга, посвященного пуску в эксплуатацию нового электропоезда ЭД4М. Он был приобретен администрацией Кемеровской области в июне нынешнего года и теперь впервые отправлялся в рейс.

Гостей тепло приветствовали губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, начальник магистрали Александр Целько, председатель Кемеровского областного совета народных депутатов Геннадий Дюдяев, председатель дорожного комитета профсоюза Николай Никифоров и другие руководители дороги вместе с вице-мэром Новокузнецка Анатолием Ружило. С министром в Кузбасс прибыли его первый заместитель Хасян Зябиров, заместители Юрий Дьяконов и Александр Храпатый, председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Анатолий Васильев.

Геннадий Фадеев высоко оценил сотрудничество руководства дороги и администрации Кемеровской области в организации пригородного сообщения. Благодаря этому сегодня между Новосибирской областью и Кузбассом курсируют три экспресса повышенной комфортности.

– Там, где умеют договариваться, – подчеркнул министр, – там есть и результат.

Геннадий Фадеев вручил символический ключ от электропоезда локомотивной бригаде – машинисту Дмитрию Кравцову и его помощнику Юрию Воропаеву.

Пожелав заполнившим электричку пассажирам счастливого пути, Александр Целько и Аман Тулеев предложили высоким гостям отправиться на… вертолетную площадку. Ведь только с высоты птичьего полета можно реально ощутить и оценить масштаб совместной работы западносибирских железнодорожников и угольщиков Кузбасса на одном из самых перспективных месторождений каменного угля – Соколовско-Ерунаковском.

Отправной ее точкой явилось заседание Государственного Совета Российской Федерации, на котором обсуждались проблемы угольной промышленности и энергетическая стратегия страны. Оно состоялось в августе прошлого года в Междуреченске под председательством Президента страны Владимира Путина. Принятые на нем решения означают для Кузбасса рост годовой добычи угля до 150 миллионов тонн уже через пару лет. И это, по признанию Амана Тулеева, вполне посильная для горняков задача. Рост угледобычи в крае в последние три года выше, чем в самые благополучные советские годы. Об этом свидетельствуют и достижения возрожденных бригад-“миллионеров”: три миллиона тонн угля, добытых коллективом Владимира Щербакова с шахты “Распадская” за один год в одном забое, являются рекордными за всю историю угольной отрасли.

Кузбасс наращивает трудовые мускулы. За последние четыре года введено в эксплуатацию 15 угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий. В стадии проектирования и строительства находятся еще десять шахт и восемь разрезов. Ввод новых мощностей в объеме 34 миллионов тонн даст не только дополнительные объемы угля, но и обеспечит работой около десяти тысяч человек.

Не менее масштабные задачи стоят и перед железнодорожниками. Ведь для Западно-Сибирской магистрали, на долю которой приходится пятая часть общесетевой погрузки, основным грузом (70 процентов) является кузбасский уголь. После заседания Госсовета была разработана “Программа развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на 2002 – 2005 годы”. Ее подписали начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Планы сибиряков деятельно поддержал Геннадий Фадеев. Программой предусмотрено вложить в развитие и модернизацию железнодорожной инфраструктуры в Кузбассе 5, 2 миллиарда рублей, 4 из которых – средства МПС. Остальные инвестиции обеспечат угольные предприятия региона.

Уже сегодня здесь есть что показать гостям. Вот меж зеленых холмов четко просматривается новенький, с иголочки, второй путь на перегоне Ускат – Терентьевская – светлые опоры контактной сети, отливающие белизной бетонные шпалы четырнадцатикилометрового бесстыкового пути, побелевший под ярким южносибирским солнцем щебень…

Качество колеи Александр Целько сравнивает с лучшими участками дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. И Геннадий Фадеев с ним согласен. Кстати, в строительство пути вложено 284 миллиона рублей, построен он за восемь месяцев – на пять месяцев меньше нормативного срока.

Из иллюминатора хорошо видно, как от Терентьевской дальше к Красулину мощные самосвалы ведут отсыпку земполотна. Рельсы на этом участке длиной более шести километров лягут к концу года. Преображается и сама затерянная в холмистой степи станция: здесь строится приемо-отправочный путь протяженностью 1050 метров, затем его электрифицируют. усилено путевое хозяйство и на станциях Ерунаково и Ускат.

Лучшие из тех, кто в этом участвовал, и те, кто будет здесь работать, стали в канун Дня железнодорожника новоселами. На станции Терентьевская сдан в эксплуатацию 60-квартирный жилой дом.

На торжественном митинге, посвященном этому событию, Александр Целько сказал, что, откликнувшись на просьбу Амана Тулеева о дополнительных средствах на строительство жилья, министр путей сообщения выделил 75 миллионов рублей на реализацию жилищной программы Кузбасского отделения дороги. Губернатор тут же отреагировал:

– Геннадий Матвеевич, одного дома мало. Предлагаю на паях с министерством построить еще один.

– По рукам! – незамедлительно откликнулся Геннадий Фадеев.

Ордера на уютные благоустроенные двух – четырехкомнатные квартиры из рук высоких гостей получили осмотрщик вагонов Владимир Васин, дежурная по станции Светлана Карамышева, электромеханик Андрей Колесников и бригадир ПЧ-35 Леонид Трушин. Гости зашли в одну из квартир. Ставший новоселом начальник станции Терентьевская Андрей Козлов не скрывает радости: квартира в самом деле хороша! Теперь можно трудиться не покладая рук.

Ну а событие главной важности для Кузбасса состоялось на Ускатской – торжественное открытие углесборочной станции и электрифицированного пути Красулино – Ускатская. Они построены силами и на средства холдинговой компании “Кузбассразрезуголь” при участии специалистов Западносибирской магистрали и ее Кузбасского отделения. В торжествах участвовали и главные партнеры железнодорожников – председатель совета директоров ОАО холдинговой компании “Кузбассразрезуголь” Андрей Бокарев и генеральный директор ОАО “Разрез Таллинский” Василий Якутов. Это во многом их стараниями здесь в марте было открыто рабочее движение. Теперь длина приемо-отправочных путей станции позволяет принимать 100-вагонные поезда. Симпатичная двухэтажка, как розовый цветок, украсила зеленую поляну – это новенькое здание поста электрической централизации.

Высокие гости с большим интересом слушали рассказ Василия Якутова о взаимодействии угольщиков и железнодорожников.

– Это едва ли не единственный в истории новой России случай, когда частный капитал и бюджетные средства объединены для решения крупной государственной задачи, – заявил руководитель компании.

Значение проделанной работы трудно переоценить, считает и губернатор Кузбасса Аман Тулеев. К 2005 году угольные предприятия на Соколовско-Ерунаковском месторождении планируют увеличить объем добычи топлива до 40 – 42 миллионов тонн. Только на предприятиях Таллинского примыкания они возрастут до 24, 5 миллиона тонн. Новый электрифицированный ход и все преобразования на этом участке магистрали позволят значительно повысить его пропускную способность. Более того, кардинально изменится технология обслуживания Соколовско-Ерунаковского угольного района. Это позволит, во-первых, выводить со станции Ускатская через станцию Красулино на магистральный ход до 70 процентов угольных маршрутов, минуя работающую на пределе своей перерабатывающей способности станцию Ерунаково. Во-вторых, увеличить объемы погрузки с 650 до 1200 вагонов в сутки. А после завершения строительства вторых путей на перегонах Терентьевская – Красулино и Красулино – Ерунаково довести их до 1500 вагонов ежесуточно, что обеспечит вывоз топлива вплоть до 2010 года.

Выступая на митинге, губернатор поблагодарил Геннадия Фадеева за постоянное внимание к развитию железнодорожного транспорта Кузбасса. Выразил особую благодарность начальнику Западно-Сибирской железной дороги Александру Целько за последовательное наращивание объемов перевозки угля из Кузнецкого бассейна. Новый рабочий ритм магистрали определяет поставленная ее руководителем задача: довести отгрузку угля до 7000 вагонов в сутки уже к осени! Губернатор-железнодорожник тепло поздравил тружеников дороги с завоеванием первого места в отраслевом соревновании по итогам второго квартала, отметив, что о лучшем подарке в канун Дня железнодорожника трудно и мечтать.

И вот апофеоз праздника, торжественный, волнующий момент: министр путей сообщения Геннадий Фадеев вручает начальнику Западно-Сибирской дороги Александру Целько свидетельство о присуждении труженикам магистрали первого места в отраслевом соревновании. Свидетельства о завоевании первых мест среди отделений дорог сети были вручены начальникам Новосибирского и Кузбасского отделений Западносибирской дороги Сергею Лемихову и Анатолию Ищенко. Вот он – звездный час сибиряков!

В этот день высокие награды из рук председателя Совета Федерации, министра путей сообщения, губернатора Кемеровской области и начальника Западно-Сибирской железной дороги получили более двадцати человек. Среди наград – знаки “Почетный железнодорожник”, медали “100 лет Транссибирской магистрали”, медали “За особый вклад в развитие Кузбасса”, именные часы министра и начальника дороги. В числе награжденных – член Совета Федерации от Совета народных депутатов Кемеровской области, заместитель председателя бюджетного комитета палаты Светлана

Орлова. Она удостоена звания “Почетный железнодорожник”.

– Еще от руководителей отрасли советских времен мы слышали, что Ерунаково – будущее Кузбасса, – сказал, выступая на митинге, Геннадий Фадеев. – Но только сегодня, когда во главе дороги-труженицы встали молодые, энергичные люди, талантливые инженеры, такие как Александр Целько, начальники отделений дороги, выведшие свои подразделения в число победителей, дело сдвинулось с мертвой точки. Понадобился удивительный дар Амана Тулеева объединять разные силы, в данном случае – частный интерес, на решение больших государственных задач. Кузбасс – надежда и краса России – сегодня снова на высоте. Я преклоняюсь перед его славными тружениками.

Право разрезать ленточку и тем самым открыть станцию Ускатская и электрифицированный перегон Ускатская – Красулино предоставляется Сергею Миронову, Геннадию Фадееву, Аману Тулееву и Александру Целько. Звучит гимн Кузбасса. Машинист электровоза Александр Лялин рапортует министру о готовности к рейсу. Отправляя первый поезд с углем, Геннадий Фадеев по-отечески обнял машиниста, пожелал локомотивной бригаде счастливого пути.

– Мне сегодня представился замечательный случай стать участником трех значительных событий, знаменующих движение вперед двух очень значимых для России отраслей хозяйства – угольной и железнодорожной, – сказал, прощаясь с участниками митинга, Сергей Миронов. – Спасибо вам за такой важный и своевременный пример для страны.

Такая оценка из уст председателя Совета Федерации дорогого стоит.

Тепло попрощавшись с Сергеем Мироновым и Аманом Тулеевым, министр путей сообщения самолетом отбыл в Томск. Через год один из старейших городов Сибири отметит свое 400-летие. Замечательным подарком юбиляру станет реконструированный вокзал на станции Томск-1. Геннадий Фадеев, Александр Целько, губернатор Томской области Виктор Кресс и мэр Томска Александр Макаров приняли участие в торжествах по случаю открытия для обслуживания пассажиров первой очереди – центральной части вокзала. На славу потрудился коллектив ремонтно-строительной фирмы “Горизонт”. И хотя полное завершение реконструкции приурочено к юбилею, но уже сегодня вокзал является украшением старинного города.

Обновление пассажирского комплекса ведется в соответствии с соглашением между МПС, Западно-Сибирской железной дорогой и администрацией Томской области на долевом участии. Только в нынешнем году министерство выделило на реконструкцию вокзала 38 миллионов рублей, 36 миллионов рублей поступило и из бюджета Томской области. Проект предусматривает разделение пассажиропотоков дальнего и пригородного сообщения, организацию быстрого и качественного обслуживания пассажиров, высокий уровень сервисных услуг. В здании вокзала расположен сервис-центр, кассовый зал размещен со стороны привокзальной площади, обеспечено удобное сообщение его с залом ожидания.

В Томске тоже были приветственные речи, награды и цветы. И даже небольшое театрализованное представление, когда вышли маленькие танцоры, неся символический ключ. Генеральный директор “Горизонта” Владимир Вишняков передал его начальнику вокзала Любови Меркуль. Разрезана традиционная ленточка – и вокзал встречает пассажиров. Первые проездные билеты были оформлены Геннадию Фадееву и Виктору Крессу. “И в добрый путь на долгие года”, – кто-то произнес тихо. Но услышали все и ответили взрывом аплодисментов.

Вот такой богатой событиями получилась поездка министра по необъятным сибирским просторам. Расстояния в наших краях, действительно, немереные. Но трудом во славу государства Российского наполнены будни железнодорожников и в столичных городах, и на затерянных в неоглядных далях станциях: жила бы страна родная, и нету других забот!

***

Едва ли не единственный в истории новой России случай, когда частный капитал и бюджетные средства объединены для решения крупной государственной задачи – развития железнодорожного транспорта в Кузбассе.

Фото:

– Дорога к углю.

– Посмотрим, как устроились новоселы!

– Обновляется путь.

Виктор ПОНОМАРЕВ (фото).

Александр ШАМОВ, соб. корр. “Гудка”, Новокузнецк – Томск