29 сентября 2017
Навести порядок в отрасли авиаперевозок поможет создание профильного министерства.
Почему в России банкротятся авиакомпании, чем плох монополизм на рынке авиаперевозок и должно ли государство вмешиваться в этот бизнес? Что такое овербукинг и надо ли штрафовать перевозчиков за продажу двойных билетов? Об этом в пресс-центре “Парламентской газеты” рассказал руководитель фракции “Справедливая Россия” Сергей МИРОНОВ.
– Сергей Михайлович, еще свежа в памяти ситуация с банкротством “Трансаэро” и вот новая жертва – “ВИМ-Авиа”. Какие системные меры надо принять, чтобы в дальнейшем застраховать пассажиров от ситуаций, когда их перевозчик неожиданно становится несостоятельным?
– Я раньше летал на разных авиакомпаниях, но после двух ЧП, которые произошли во время перелета, прекратил эксперименты. После первого раза я подумал, что так бывает, ничего страшного. Во второй раз это произошло, когда мы летели с семьей в Крым. Уже заходя на посадку, самолет почти коснулся посадочной полосы, но потом вновь начал резко набирать высоту. Все обошлось, мы благополучно сели, но я никогда не забуду, как в салоне лайнера в полной тишине крестились стюардессы. С тех пор я решил, что мы летаем только “Аэрофлотом”. У меня к этой компании есть претензии по ценовой политике, по обслуживанию, но только не по безопасности. У них самый новый авиапарк в стране. И все бы хорошо, кроме одного, – они явно тянут на монополиста. “Отжимают” всех и вся.
Монополизм и отсутствие в стране конкурентной среды в области авиаперевозок приводят к тому, что регулярно лопаются частные компании, такие как “ВИМ-Авиа”. Не могут конкуренты на равных бороться с “Аэрофлотом” за своего пассажира. Ведь почему “ВИМ-Авиа” распродала вперед десятки тысяч билетов? Хотела покрыть долги за счет большого оборота, но не вышло. Их медленно додавили.
– Что же делать?
– В географических условиях нашей страны авиаперевозки – это государственная задача. Вы можете быть частной компанией, но должны ходить под контролем государства и оно должно диктовать ценовую политику. Сегодня жителям Дальнего Востока дешевле слетать в Китай или Японию, чем посетить Москву или Санкт-Петербург.
Государство не должно отстраняться от сферы авиаперевозок. Точно так же, как оно пытается сбросить с себя социальные обязательства и ввести рынок в здравоохранение и образование. Это неправильно все.
– Вы за расширение полномочий Росавиации?
– Я – за. Более того, уверен на сто процентов, что отдельное министерство гражданского флота или гражданской авиации просто необходимо.
На днях у нас в Госдуме был глава Росавиации Александр Нерадько, рассказывал о ситуации с “ВИМ-Авиа”. Знаете, ведь как бывает, что некому поручить выправить ситуацию. Но Нерадько – суперспециалист. Скажите ему, чтобы он сделал отрасль успешной, – он сделает. Нерадько знает все: аэропорты, авиационный парк, ценовую политику, вопросы безопасности. И он знает, что нужно менять. Дайте ему карт-бланш! Пусть рулит всеми частными компаниями.
Кстати, министр транспорта Максим Соколов тоже большая умница. Он был у нас на заседании фракции и после короткого общения стало понятно, что человек – настоящий профи. Он владеет ситуацией и в водном транспорте, и в железнодорожном, и в автомобильном, и в авиации. Таких профи – единицы. Я бы еще назвал в этом списке главу Минпромторга Дениса Мантурова, министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушку и вице-премьера Дмитрия Козака.
– Вы внесли в Госдуму законопроект о штрафах для авиакомпаний за овербукинг. Многие эксперты да и сами авиакомпании уже встали на дыбы.
– Например, “ВИМ-Авиа”, да? В погоне за прибылью авиакомпании на одно место фактически продают двойные билеты в расчете на то, что кто-то из пассажиров опоздает или передумает лететь. Законом эта ситуация никак не регламентируется.
Но почему законопослушные граждане должны страдать? Представьте, человек планирует свою поездку, купил билет, приехал в аэропорт, а ему говорят, что все места заняты и самолет улетит без него. Так не годится.
Поэтому наша идея в том, что перевозчик должен заплатить за моральный ущерб пассажира. Когда мы вносили эту инициативу, я сразу сказал коллегам, что замах на десятикратную компенсацию пассажиру, пострадавшему от овербукинга, наверное, слишком большой. Но мы специально это сделали, чтобы начать диалог. Можно согласиться и на возврат пассажиру двукратной стоимости билета, но компенсация должна предоставляться обязательно. При этом с авиакомпании не снимается обязательство по перевозке пассажира.
Источник: «Парламентская газета» (Москва). – 29.09.2017