Спикер в тельняшке

27 июня 2005

Для главы Совета Федерации десантники – братья, а спорт – норма жизни. Государственный деятель, создавший свою партию, не может не думать о том, какой будет наша страна через 20 лет.


– Среди государевых людей не так много тех, кто на своем опыте знает, что такое солдатская служба. Вы ведь срочную проходили в воздушно-десантных войсках?


– Я демобилизовался в 1973 году в звании гвардии старшего сержанта ВДВ. И, как я уже не раз говорил, с тех пор для меня все, кто в тельняшке, -братья.


– А какая армия, на ваш взгляд, нужна России сегодня?


– Прежде всего необходимо решить вопрос: на какой основе должны комплектоваться Вооруженные силы – на призывной, контрактной или смешанной. Полагаю, российская армия могла бы взять за образец французский опыт. Там наряду с частями постоянной боевой готовности действует система военного призыва населения на 4-6 месяцев. Думаю, что для нашей армии полугодовой срок обучения призывников в специальных учебных частях будет оптимальным. Для этого имеется вся материально-техническая база. Отслужив полгода, призывник становится специалистом какого-либо профиля и получает звание сержанта. Далее он может уволиться в запас или продолжить военную службу, но уже на контрактной основе. Такая система призыва позволит решить сразу несколько застарелых проблем. На корню будет уничтожена армейская “дедовщина”, поскольку не останется старослужащих, а сержантский контингент станет профессиональным. Следовательно, у призывников исчезнет панический страх перед армией, и будущих защитников Родины не придется больше отлавливать с помощью ОМОНа. За полгода военной службы они возмужают, станут более дисциплинированными, получат техническую специальность и при желании без особого труда смогут вернуться к прежней работе или учебе. Все это самым благотворным образом скажется на социальной атмосфере в обществе.


– Сергей Михайлович, у вас пять высших образований. Зачем вам столько? И планируете ли вы продолжать образовательный процесс?


– Вы знаете, я свои образования не коллекционирую. Просто учиться заставляет жизнь, и на самом деле все приобретенные знания мне очень пригодились. Ну а что касается продолжения образования: дипломов мне уже хватит, но останавливаться не планирую.


– То есть учиться вы любите, а в школу вам нравилось ходить?


– Да. У нас был замечательный класс и прекрасная учительница Ираида Сергеевна Пронина, с которой мы до сих пор поддерживаем самые добрые отношения. Хотя, признаюсь, в школе учился я средне. Любил литературу и историю, а математику с физикой как-то недолюбливал. Однако после поступления в Горный институт понял, что именно знания по физике и математике оказались “капитальными”. С первого класса я знал, что буду геологом. А интерес к политике тоже зародился еще в школе – на уроках истории.


– В школе и в институте у вас были какие-нибудь прозвища?


– В школе меня звали обычно, созвучно фамилии – Мирон, а вот потом было несколько интересных прозвищ. В институте звали Комиссар (по должности в студенческом стройотряде), а во время одного полевого сезона ко мне намертво прилипло имя Свирид (мы как-то, сутки ожидая автобуса, разыграли между четырьмя парнями четыре имени: Самсон, Свирид, Сидор и Семен). В очень узком кругу посвященных меня до сих пор иногда приветствуют: “Свиридка, привет! “


– А как давалась учеба в институте?


– У меня очень сильная зрительная память: чем короче время, в которое нужно “хранить” информацию в голове, тем больше могу запомнить. Как будто фотографирую страницы.


В Горном институте на экзамене по основам электроники в билете оказалась сложнейшая электронная схема. Обычно схемы рисуют логически, по цепочке от входа до выхода. Представьте изумление преподавательницы – а мне пришлось готовиться за единственным свободным столом напротив нее! – наблюдавшей, как я рисую отдельные фрагменты в середине, разных углах листа.


А было так: у дверей кабинета вдруг чувствую, какой билет достанется. Открываю учебник, прямо перед глазами эта схема, смотрю на нее минуту-две, захожу, вытаскиваю билет – она! Воспроизвел по памяти, один к одному, а потом час сидел, разбирался что к чему: текст-то я не успел прочитать.


– Как вы оцениваете нынешнюю систему образования в России?


– Сегодняшняя российская общеобразовательная школа по сути – это единственное место, где наши дети получают не только образование, но и воспитание, где в их души закладываются семена “разумного, доброго, вечного”. Всегда ребенка воспитывали три общественных института – школа, семья, улица.


Улица сегодня попросту опасна. Семье не до воспитания. Родители думают в основном о том, как прокормить детей, как заработать деньги. Остается школа. Вот почему я считаю недопустимым, когда учительница, которая, можно сказать, выполняет государственную функцию – учит и воспитывает детей, получает нищенскую зарплату и едва сводит концы с концами. Я считаю, что государство просто обязано повысить зарплату учителям и предоставить им статус государственного служащего со всеми социальными и материальными гарантиями.


– Чего еще не хватает школам?


– Еще одной серьезнейшей проблемой является здоровье подрастающего поколения. Надо повышать качество школьной физкультуры, добавлять третий урок физкультуры в неделю и вовлекать детей и молодежь в массовый спорт, о чем не раз уже говорил президент России. Наша система массового детского спорта уступает ряду зарубежных: у нас основная работа ведется в детских спортивных школах (в которых занимается около 15% детей), у них – основная работа ведется на уровне школ общеобразовательных, а затем колледжей и университетов. При нашей системе можно растить чемпионов, что и успешно делалось при советской власти, однако трудно, вернее, практически невозможно наладить качественную массовую работу. Даже при советской власти школьная физкультура была на достаточно невысоком уровне. Далее эта система кочевала в вузы, на предприятия и т.д.; везде были группы спортсменов, которые и участвовали во всех соревнованиях.


Во всем мире признано, что лучшее средство борьбы с употреблением наркотиков – это профилактика, а лучшая профилактика – это занятия спортом! Дети, прошедшие через детский и юношеский спорт, получают эффективную прививку против употребления наркотиков, а также необходимую основу и, самое главное, потребность в регулярных занятиях физкультурой и оздоровительными практиками в зрелом возрасте. Между тем соревнований для детей младшего и среднего возраста (за исключением соревнований для учащихся спортивных школ) в настоящее время проводится крайне мало.


Отсюда вывод: необходим массовый детский спорт, который даст навыки, привьет потребность к занятиям физкультурой в зрелом возрасте.


Надо формировать идеологию здорового образа жизни, физической культуры и спорта, общенациональной моды, которая затронула бы широкие слои населения и в первую очередь детей и подростков. Естественно, это задача государства; однако огромный вклад могут внести и СМИ, и политические партии, и общественные организации. К сожалению, сейчас у нас наблюдается прямо противоположное – активно культивируется мода на “пивной образ жизни”, пивной алкоголизм, который является плодотворной почвой как для алкоголизма, так и для наркомании. Да и подавляющее количество кинопродукции на наших телеэкранах не способствует тяге к здоровому образу жизни, а работает в противоположном направлении.


– А сами вы дружите со спортом?


– До армии занимался велоспортом, затем – спортивным ориентированием и самбо. А вообще я очень уважаю туризм. Сейчас регулярно посещаю тренажерный зал.


***


РЕЗЮМЕ


Сергей Михайлович МИРОНОВ Родился 14 февраля 1953 года в г.Пушкине Ленинградской области. В 1980 году окончил Ленинградский горный институт имени Г.В. Плеханова; в 1992 году – Санкт-Петербургский технический университет; в 1997 году – с отличием Российскую академию государственной службы при президенте Российской Федерации; в 1998 году – с отличием юридический факультет, в 2004 году – философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета. С 2001 года – председатель Совета Федерации.


***


С первого класса я знал, что буду геологом. А интерес к политике зародился еще в школе – на уроках истории


***


42 км 195 м – длина самого престижного в мире марафонского забега


***


В российской армии насчитывается более 100 тыс.военнослужащих-женщин


***


В совет Федерации входят 177 человек


Семен Разумов


Источник: ("Русский курьер" (Москва).-27.06.2005.-№060.-с.9)