Спикер присмотрел "Стюардессу".("Труд" (Москва).-21.02.2004.-№033.-с.2)

21 февраля 2004

Глава Совета Федерации Сергей Миронов включился в решение проблем оборонного комплекса


На этой неделе в Челябинске состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, в которой принял участие и глава верхней палаты российского парламента Сергей Миронов. Его интерес к оборонке естествен, поскольку он занимается проблемами оборонно-промышленного комплекса уже десять лет. “Они мне хорошо известны, – сказал Миронов. – Их много, и быстро они не решаются, но мы, законодатели, будем работать, чтобы ускорить темпы проведения военной реформы”. На заседании, которое проходило в оборонно-промышленной столице Урала, как раз и обсуждались вопросы законодательного обеспечения реформирования отрасли.


Выступая перед специалистами и руководителями оборонных заводов, Миронов отметил, что на сегодняшний день отечественный ОПК включает в себя 1700 предприятий в 72 субъектах Федерации. В этой сфере занято более двух миллионов человек, которые по-прежнему производят уникальную продукцию. Ее образцы были продемонстрированы на челябинском заводе “Полет”, где выпускают радиолокационные системы навигации самолетов, наземное оборудование аэропортов и системы палубной навигации. Здесь, заметим, когда-то производилось не имеющее аналогов навигационное оборудование для космического челнока “Буран”. Во время посещения заводских цехов спикер проявил интерес к комплексу современного радиолокатора “Стюардесса” и карте дислокации радиокомплексов для аэропортов гражданской авиации.


Во время встречи с руководителями предприятия было обращено внимание на то, что впервые гособоронзаказ на 2004 год правительство утвердило еще в минувшем декабре – в то время как прежде такой документ обычно “провисал” до второго квартала. Это еще один признак того, что государство наконец-то повернулось лицом к застаревшим проблемам оборонно-промышленного комплекса, которые, однако, сразу не решить. О них и шла речь на расширенном выездном заседании комитета Совета Федерации.


Выступавшие признали, что проблемы технического и технологического перевооружения привели к заметному сокращению выпуска ряда важнейших образцов продукции. Но едва ли не в качестве основной называлось отставание “в законодательном обеспечении реформирования” оборонного комплекса. Ведь, как заметил спикер, сложившаяся ситуация во многом и впрямь является результатом ведомственных неурядиц, подлежащих регулированию на законодательном уровне.


В последнее время усилия Федерального Собрания в законодательном обеспечении преобразований российской оборонки действительно активизировались. Это без натяжек можно поставить в заслугу и спикеру верхней палаты. Однако надо признать, что правовая база еще недостаточна для проведения эффективной политики государства по развитию оборонки…


В ближайшее время Федеральное Собрание рассмотрит целый пакет законопроектов, имеющих приоритетное значение для успешного развития ОПК. Спикер высказался также за создание единого координирующего органа по вопросам вооружения и оборонной промышленности. Этот орган, в частности, мог бы взять на себя координирующие функции по выполнению программы формирования интегрированных структур оборонно-промышленной отрасли. К сожалению, эта государственная программа выполняется с отставанием от намеченных сроков.


– К началу нынешнего года планировалось создать около сорока крупных интегрированных структур ОПК, а создано лишь четыре, – напомнил Сергей Миронов. При этом он заявил о том, что 2004 год рассматривается как определяющий, даже переломный для всей системы ОПК, так как предстоит решить судьбу 60 проектов создания интегрированных отраслевых структур. Прорыв на этом направлении станет возможным, если заметно ускорить темпы реформирования оборонного комплекса, а это, в свою очередь, в значительной мере связано с разработкой и принятием правовой базы структурных преобразований. Поэтому важно, чтобы специалисты ОПК активно включились в процесс подготовки законодательных и нормативно-правовых актов. В частности, необходимо создать эффективный механизм отчисления части доходов от экспорта оборонной продукции для разработки ее новых образцов.


Решение финансовой проблемы на основе новых законодательных инициатив должно способствовать и преодолению другой возникшей трудности – дефицита квалифицированных кадров в отрасли. Отсутствие устойчивого финансирования в последнее десятилетие привело к тому, что оборонка потеряла до 70 процентов специалистов.


Накануне визита в Челябинск, выступая на конференции “Инженерный комплекс и стратегия инновационного развития России” на Калининской АЭС в Тверской области, Миронов уже поднимал болезненную тему пополнения отряда квалифицированных кадров. Он особо отметил, что ситуация, когда большинство ученых и инженеров считают себя малообеспеченными и не видят достойных перспектив, далее просто нетерпима, и полностью поддержал инициативу первого съезда инженеров России, который предложил принять федеральный закон “О статусе инженера и научной инженерной деятельности”. По мнению спикера, такой закон будет способствовать устранению противоречий между низким общественным статусом инженеров и той ролью, которая им отведена в возрождении отечественной экономики и, в частности, в восстановлении оборонно-промышленного комплекса страны.


В Челябинске на встрече с журналистами прозвучал вопрос: “Почему вы так полюбили оборонку?” Председатель Совета Федерации ответил развернуто: “Потому что Россия с ее пространствами не может быть слабым государством. Это понимание есть у каждого россиянина. Есть оно, я уверен, и у вас. Есть оно и у меня. А во-вторых, мир развивается динамично. Очевидно, что будущее – за высокими технологиями. А они разрабатываются и доводятся до промышленного освоения именно в оборонном комплексе. Как инженер, как политик, как государственный деятель я обязан сделать все, чтобы Россия обрела статус державы, с которой считается весь мир. Потому, как вы выражаетесь, и полюбил оборонку”.

Михаил ПОПОВ.