11 декабря 2002
Совет Федерации (СФ) одобрил в среду, 11 декабря, закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”. Как сообщили “Regions.Ru” в пресс-службе Совета Федерации, федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, принятый нижней палатой 20 ноября, представил коллегам председатель Комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин. Он остановился на принципиально новых моментах регулирования порядка выборов депутатов Госдумы, которые прописываются законом.
Предлагается использовать действующую смешанную избирательную систему, в соответствии с которой по 225 депутатов избираются по одномандатным округам и по федеральным спискам политических партий. Федеральный список кандидатов может содержать общефедеральную часть (не более 18 кандидатов) и региональные группы кандидатов. Наряду с политическими партиями в избирательный блок могут входить и иные общественные движения, которые самостоятельно участвовать в выборах не имеют право.
Регистрация кандидата от политической партии или федерального партийного списка может осуществляться без предоставления подписей избирателей или залога, если на прошлых выборах избирательный список этой партии состоял из тех же партий и движений и был допущен к распределению депутатских мандатов.
Существенным моментом стало увеличение предельной суммы расходов на выборы. Избирательный фонд кандидата не должен превышать 6 млн. рублей, а избирательного блока – 250 млн. рублей. При этом предусматривается возможность индексации в соответствии с инфляцией.
Наиболее широко обсуждаемая поправка – о введении 7%-ого барьера для прохождения кандидатов от избирательного блока в Госдуму – вводится с отсрочкой, лишь с 2007 года. Оговаривается условие – в состав Госдумы, при любом итоге голосования, должны пройти представители не менее четырех избирательных блоков.
Во время обсуждения возникли вопросы о противоречии норм закона отдельным статьям Бюджетного Кодекса, о избыточности полномочий ЦИК. При принятии решения, обратил внимания докладчик, надо решить что является приоритетом – немедленное устранение несостыковок в законодательстве или появление ориентиров для тех, кто готовится к проведению избирательной кампании, которая состоится в декабре 2003 года.
Комитет СФ по конституционному законодательству принял решение об одобрении закона, сообщил Юрий Шарандин.
Подробно доложив основные положения закона, Юрий Шарандин ответил на многочисленные вопросы сенаторов.
Виктор Шудегов задал вопрос об обоснованности 7%-го барьера для партий, учитывая что аналогичная высокая планка существует в мировой практике лишь в Турции. Скорее всего, высказал докладчик свою личную точку зрения, это норма опережающего регулирования, направленная на формирование в России нескольких крупных партий. Для всех политических организаций это должно стать ориентиром в работе, сказал Юрий Шарандин. В отношении противоречия ряда пунктов закона с Бюджетным кодексом, в частности по предоставлению кредитов и размещению бюджетных счетов ЦИКа в коммерческих банках, причин для беспокойства нет, уверен Юрий Шарандин. Если есть сомнения, то нормы просто не будут работать, и банки кредиты не дадут, ответил он на вопрос Вячеслава Новикова, однако это не является препятствием для проведения выборов по новым правилам.
Ряд вопросов был задан по поводу размера избирательного фонда, который значительно увеличен как для отдельных кандидатов, так и для блоков. Увеличение легального объема средств избирательного фонда приведет, по его мнению, к уменьшению объема нелегальных денег, используемых во время выборов. Это подтвердил и глава ЦИК, пояснив, что предварительно обсуждалось предложение вообще снять ограничения по размерам избирательных фондов.
Свое отрицательное отношение к такой постановке вопроса, когда сенаторов “уговаривают быстрее принимать закон, содержащий явные противоречия с Бюджетным кодексом, высказали выступившие в прениях члены Совета Федерации Петр Волостригов, Вячеслав Новиков, Николай Кондратенко, Виталий Вишняков. Совет Федерации должен занять принципиальную позицию и не принимать все законы, направленные из Госдумы. Необходимо решить спорные вопросы. Почему не суд, а ЦИК должен назначать выборы, если их не назначит президент? И почему ЦИК уполномочен утверждать схемы избирательных округов в регионе? Это является превышением полномочий Центризбиркома, заявил Петр Волостригов.
Такой порядок принятия законов и формирует отрицательное отношение к законам в нашем обществе, заметил Вячеслав Новиков, надо тщательнее работать над законами и укреплять тем самым законодательную власть. Без этого невозможно движение вперед, подчеркнул он. Николай Кондратенко обратил внимание на фактическое отсутствие партий в России в их демократическом понимании, на неразвитость политической системы. На основе партии, каковой объявляют себя собравшиеся в Москве группы людей, нельзя проводить общефедеральные выборы, считает он. В регионах к таким псевдопартиям присоединяются немногочисленные граждане, ищущие свой путь во власть. Обрисованная им картина политической жизни в стране не позволяет, сделал вывод Николай Кондратенко, выстраивать модель голосования, отталкиваясь от несостоявшихся политических партий.
Выступая в поддержку закона, сенаторы отмечали добротность подготовленного документа и возможность в ближайшее время внести необходимые поправки в иные законодательные акты.
Председатель СФ Сергей Миронов отметил принципиальную важность вопроса, признавая что появление ряда позиций является новационным и передовым, опережающим, по сути, свое время. Принимая закон, не очень ответственно и качественно проработанный в Госдуме, сказал он, надо решить кто будет “по горячим следам” вносить необходимые соответствующие изменения в действующее законодательство.
Несомненный позитив обсуждаемого закона, подчеркнул Сергей Миронов, то, что удалось учесть негативный опыт предыдущей избирательной кампании. Главное, на что обратил внимание коллег спикер, это появление в законе альтернатив уже отработанным в стране негативным и нелегитимным механизмам выборов.
В ходе обсуждения вопроса выступили председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков и полномочный представитель президента РФ в Совете Федерации Вячеслав Хижняков.
В итоге голосования закон был одобрен 112 голосами, “против” проголосовали 13 членов Совета Федерации.