1 ноября 2005
Как уже сообщала “Парламентская газета” , минувшие выходные Председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел на Алтае.
В Горно-Алтайске состоялась его встреча с депутатами законодательного собрания – Эл Курултая Республики Алтай, представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций. Свое выступление перед ними Сергей Миронов начал с анализа ситуации, которая может сложиться в регионах после вступления в силу 131-го федерального закона, кардинально меняющего принципы местного самоуправления, который может начать работать там в полном объеме уже 1 января 2006 года.
– Считаю, что многие субъекты Российской Федерации основательно подготовились к его введению, – сказал Сергей Миронов. – Здесь принята соответствующая законодательная база, проведены выборы и есть возможность вводить его в полной мере немедленно. Тем же, кто еще не готов, дается отсрочка до трех лет…
Главное, чего опасался и чего пытался избежать Совет Федерации при утверждении данного положения (это обстоятельство председатель палаты подчеркнул особо), это то, чтобы у регионов не возникло желания потянуть время. Поэтому тех, кто начнет жить по новому закону с начала будущего года, необходимо поощрить материально, выделив им из федерального бюджета дополнительные субвенции, в том числе и на выравнивание межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.
– С другой стороны, если бы регионам, которые не полностью готовы к введению данного закона, мы не предоставили возможность передвинуть его во времени, боюсь, что с ним вышло бы то же самое, что и с федеральным законом по монетизации льгот, в котором была заложена здравая идея, однако реализация ее оказалась воистину безобразной, – отметил Сергеи Миронов.
Напомнив собравшимся о четырех национальных программах в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства, строительства доступного жилья, принятых в России по инициативе Президента, Председатель Совета Федерации еще раз высказал предложение о том, чтобы за их исполнение персонально отвечали руководители соответствующих министерств. Парламент же страны, законодательные органы регионов контролировали бы то, насколько четко выполняются эти поручения главы государства.
Коснувшись вопроса о перераспределении полномочий между федеральным Центром и территориями, Сергей Миронов еще раз подтвердил необходимость вернуть последним то, чем прежде управляли из Москва. Регионы должны иметь реальные властные рычаги, чтобы грамотно и эффективно хозяйствовать.
Крепнет тенденция, когда федеральные структуры передают свои полномочия местной исполнительной власти, и это только начало набирающего силу процесса.
Вернувшись в своем выступлении к повседневной работе Совета Федерации и охарактеризовав ее как вполне профессиональную, Сергей Миронов высказал свой взгляд на формирование палаты в будущем.
– Членов Совета Федерации должен избирать народ, однако ни в коем случае нельзя это делать по аналогии с выборами депутатов Госдумы, – сказал он. – Как же перейти к всенародным выборам членов верхней палаты парламента, не меняя Конституции, чего, по моему глубокому убеждению, в ближайшие годы делать нельзя? Выход есть. Мне он видится таким: в день выборов депутатов региональных законодательных органов жители субъекта Российской Федерации должны проголосовать и за двух своих представителей в верхнюю палату, выдвинутых местной исполнительной и законодательной властью. К примеру, Эл Курултай Республики Алтай выдвигает двоих кандидатов: одного – председатель собрания, другого – депутаты. Законом следует наделить таким правом и главу республики, который обязан выдвинуть не менее двух кандидатов. Вот вам и альтернатива. А кто из них более предпочтителен населению – покажут выборы. Юристы Совета Федерации дорабатывают сейчас эту идею. И думаю, что приемлемый вариант здесь будет найден.
Отвечая на вопрос одного из депутатов об укрупнении регионов, Сергей Миронов вновь озвучил свое принципиальное мнение: идти на это следует лишь при условии, что подобное объединение улучшит положение людей, которые в подавляющем большинстве должны дать согласие жить с соседями в рамках одного, более крупного региона. Особенно же осторожно инициаторам подобных мероприятий следует вести себя в национальных республиках…
Говоря о проблемах так называемого северного завоза, а в Республике Алтай два района относятся к категории северных, Председатель Совета Федерации сообщил собравшимся о том, что верхняя палата обратилась к Правительству с предложением возместить территориям 20 процентов их затрат в связи с резким удорожанием горюче-смазочных материалов.
Согласился Сергей Миронов и с тем, что необходимо восстановить справедливость по отношению к военным пенсионерам и пенсионерам системы МВД и выплатить им задолженность по пайковым надбавкам. Тем более что Совет Федерации уже поставил этот вопрос перед Президентом, и глава государства дал поручение Правительству подготовить конкретные предложения.
… Не менее откровенный разговор продолжился и на встрече Председателя Совета Федерации с работниками газет, издаваемых в республике, их коллегами с телевидения и радио. Отвечая на вопрос одного из журналистов, Сергей Миронов высказал свою позицию по поводу существования федеральных округов, создание которых в кризисное для страны время позволило уберечь ее от возможных катаклизмов. Сейчас, когда начала действовать новая система избрания губернаторов, напрямую отвечающих не только перед жителями регионов, но и перед главой государства, вполне возможно, что он произведет какие-то изменения этой структуры как системы управления.Заметный интерес у пишущей братии вызвал ответ на вопрос о возможном преемнике Владимира Путина.
– Считаю эту проблему абсолютно надуманной, – сказал Сергей Миронов. – Никакого преемника Владимира Путина у нас быть не должно. Я лично буду голосовать за того кандидата, который в своих предвыборных обещаниях продемонстрирует верность курсу – подчеркиваю это – нынешнего Президента. Почему? Потому что Владимир Путин, который пять с половиной лет находится у власти, лично мне как гражданину страны вернул гордость за то, что я живу в России. И следующий глава государства – а им будет уже не Владимир Путин, ибо Конституция позволяет ему занимать эту должность только два срока подряд, – станет не чьим-то преемником, а очередным, легитимным, всенародно избранным Президентом нашей страны.
Отвечая на вопрос о возможных изменениях в законе о гражданстве, Сергей Миронов, согласившись с тем, что тот не способствует быстрому возвращению людей из стран СНГ на свою историческую родину, в Россию, сообщил, что для них планируется ввести упрощенное приобретение гражданства. Тем более что демографическая ситуация в стране, мягко говоря, не совсем благополучная. А двадцать пять миллионов наших соотечественников, оставшихся в странах СНГ после развала Советского Союза, – это огромный потенциал. Это люди с хорошим образованием, востребованными специальностями. Работа над изменениями закона о гражданстве идет, рано или поздно необходимые поправки в него будут приняты.
Александр Козлов
Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-01.11.2005.-№192.-с.1,2)