20 марта 2008
Станет ли СНГ крупнейшим экономическим игроком на Евразийском континенте, решали в Совете Федерации на парламентских слушаниях, посвящённых экономической интеграции в рамках Содружества, на которых оценивали проблемы, перспективы и правовое обеспечение процесса.
Для России страны СНГ до сих пор являются крупнейшими экономическими партнерами. Как заметил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, товарооборот на сегодня составляет свыше 80 млрд долларов. А это больше, чем с любыми другими экономическими партнерами России. Но и потенциал для развития, по мнению спикера, тем не менее остается огромным (в частности, по производству сельхозпродукции мы сегодня отстаем от показателей 90-х годов прошлого века более чем на 40 процентов). Серьезные перспективы для развития в свою очередь признали все без исключения участники совещания, среди которых были четыре замминистра, а кроме того, с десяток чиновников рангом пониже.
Впрочем, этому не стоит удивляться. Ведь, по сути, речь шла о воссоздании экономических связей бывшего СССР – второй сверхдержавы мира в прошлом веке (в том числе и экономической). А учитывая фактор энергетической зависимости современного общества от стремительно ускользающих энергоресурсов, значение постсоветского пространства возрастает многократно, и экономический потенциал увеличивается в разы. Поэтому кооперация в добыче, разведке и доставке энергоресурсов становится жизненно необходимой не только для наших стран, но и для всего мира.
При этом, как оказалось, от стран СНГ на Западе ждут исключительно нефть и газ (желательно по самым низким ценам), одновременно ставя препоны на пути высокотехнологической и сельскохозяйственной продукции. Естественно, интересы постсоветских республик встают в единое русло завоевания собственного места в мировой экономике. Ведь только создание устойчивых экономических связей может обеспечить тот “ударный кулак” , которым можно пробить оборону мировых монополистов, уже давно поделивших между собой весь рынок.
Однако пока не получилось создать единого таможенного союза, равно как не удалось организовать единое экономическое пространство. И если на пути договора о коллективной безопасности страны продвинулись куда как дальше, то в экономическом отношении пока с большим отрывом от остальных лидируют лишь Белоруссия, Казахстан и Россия, у которых эти процессы уже находятся на стадии согласования законодательств. Но и тут, как оказалось, не все так гладко. Российские чиновники в отличие от своих коллег из СНГ в два-три раза дольше согласовывают законодательные документы. И это уже становится серьезной проблемой, тормозящей объединительные процессы. К примеру – представителям МЭРТа необходимы многие месяцы на изучение документов, прежде чем они попадают на суд законодателей. Тогда как в соседней Белоруссии на это уходит лишь несколько недель. Тяжело идет разработка модельных законов. И несмотря на то что такие законодательные акты востребованы в СНГ, очень многие их берут в свои портфели, в России они зачастую вообще не работают в полную силу. При этом нелишне будет заметить, что экономику США сегодня регулируют около десяти тысяч законодательных актов, а в России эта цифра на порядок ниже.
Сегодня, считает глава Комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадим Густов, для того, чтобы запустить интеграционные процессы в рамках Содружества, созданы все необходимые механизмы. В ближайшее время будет разработана концепция развития СНГ до 2020 года, которая включит в себя многие направления. В частности, считает Вадим Густов, при помощи создаваемых механизмов можно будет решать продовольственные проблемы стран Содружества будь то засуха в Молдавии или аномальные морозы в Таджикистане. Не говоря уже о единой энергетической системе, которая обеспечит конкурентное преимущество перед остальным миром на отдельно взятом пространстве бывшего СССР.
Хотя справедливости ради нужно заметить, что на пути этих планов уже встают некоторые препоны. Так, Киргизия, вступившая в ВТО, может стать настоящей “черной дырой” для экономик СНГ, стремящихся к единому таможенному союзу и общему экономическому пространству. Примерно то же произойдет с Украиной, которая также присоединилась ко Всемирной торговой организации. Так что, возможно, программу 2020 года ожидают некоторые изменения в самое ближайшее время. Вадим Густов не исключил, что к экономической программе могут присоединиться так называемые “спорные территории” Абхазия и Южная Осетия.
В случае вступления Грузии в НАТО, сенатор уверен, что российские парламентарии признают независимость этих республик. О том, как включить их в состав Российской Федерации, пока говорить преждевременно, считает сенатор. Но на этот случай, заметил Вадим Густов, существуют вполне действенные правовые механизмы.
***
Российские чиновники в отличие от своих коллег из СНГ в два-три раза дольше согласовывают законодательные документы. И это уже становится серьёзной проблемой, тормозящей объединительные процессы.
Источник: "Парламентская газета" (Москва).-20.03.2008.-№018-019.-с.12