Сначала делаем. Думаем потом

27 марта 2009

О мерах по развитию инновационного образования в России на “правительственном часе” доложил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.


“Под инновационным, – пояснил он сенаторам, – мы понимаем образование, которое обеспечивает новые результаты, воспитание конкурентоспособных, социально ответственных, инициативных и компетентных граждан, является базой для инновационного развития экономики и общества”.


Для построения такого образования, сообщил министр, перед образовательной системой были поставлены задачи обновления сети учреждений профессионального образования, доступности качественного школьного образования, изменения образовательных стандартов, введения эффективных организационно-финансовых механизмов, информатизации, общественного управления. Реализации этих подходов в решающей степени способствовал приоритетный национальный проект, на который за три года было направлено 120 миллиардов рублей.


Качественные изменения в образовательной сфере министр проиллюстрировал примерами. Все школы обеспечены Интернетом и лицензионными программами, а в сельские – направлено 10 тысяч автобусов и 55 тысяч комплектов современного учебного оборудования. Также в школах внедряются современные технологии организации здорового питания.


Что касается начального и среднего профобразования, то в рамках партнерства с работодателями создано более 600 новых гибких учебных программ. А по качеству программ, учебному оборудованию, квалификации преподавателей 57 инновационных вузов и двух федеральных университетов “совершен скачок на 10 – 15 лет вперед”, заявил министр. Существенное продвижение достигнуто в формировании новых образовательных стандартов.


Следующие шаги по развитию инновационного образования, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 года, предусматривают модернизацию институтов образования как инструментов социального развития, обеспечение инновационного характера базового образования, создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров, формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей. В общем образовании предстоящие шаги определены в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, объявленной Президентом страны в его ежегодном Послании Федеральному Собранию.


Также министр сообщил о наиболее важных антикризисных мерах. Среди них – разработка комплексной программы переобучения, увеличение бюджетных мест на очных отделениях вузов, увеличение приема в аспирантуру и магистратуру, фиксация платы за обучение для студентов-платников (около 320 вузов уже приняли соответствующие решения).


Как показала дискуссия, сенаторов больше интересовали не столько начинания и намерения по развитию инновационного образования, сколько реально существующие трудности и проблемы в образовательной сфере. В том числе состояние здоровья школьников, пресловутый ЕГЭ, качество учебников и другие.


На вопрос Председателя верхней палаты Сергея Миронова – не нарушает ли поступление в средние и высшие учебные заведения только на основе ЕГЭ права людей, окончивших школу в прошлые годы, Андрей Фурсенко ответил, что не нарушает, есть “другие способы приема”. На всякий случай министр напомнил – “не я придумал ЕГЭ” и высказал убеждение в том, что большего внимания, чем ЕГЭ, заслуживает такой важнейший вопрос, как катастрофическое падение уровня образования за последние 15 лет.


Вряд ли кто будет отрицать, что такому падению способствовали действия реформаторов без серьезной оценки их последствий. Например, сегодняшнее обилие учебников в школе по одним и тем же предметам – это хорошо или плохо? Скорее плохо, если даже министр сообщил, что сейчас обсуждается вопрос о переходе на один учебник по отдельным предметам, что учебники предложено подвергать учительской экспертизе.


олучается, сначала делаем, а потом думаем, торопимся разрушить старое, не создав нового. Что и подтвердил обсуждаемый вопрос по развитию инновационного образования, к которому мы находимся пока на полпути.


Источник: "Парламентская газета" (Москва).-27.03.2009.-№017.-с.6