Синдром "холодной войны" мешает сотрудничеству

25 октября 2006



Вчера в Москве открылся двухдневный международный семинар “Россия – ЕС: новая повестка дня”. Перед его участниками с приветственным словом выступил Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Миронов.


По его мнению, тема дискуссии является очень важной и актуальной потому, что Россия и Европейский союз – это части единого целого, имя которому Европа. “К сожалению, мы должны признать, ‘ что между нами имеются некоторые противоречия, различия в подходах к тем или иным проблемам политического, экономического, правового характера”, – считает Сергей Миронов. Но главное, что объединяет наши страны, – стремление ликвидировать разделительные линии и сделать жизнь наших народов “более комфортной и содержательной как в материальном, так и духовном плане”. ЕС является одним из основных наших экономических и политических партнеров. На его долю приходится более 50 процентов российского товарооборота. Прочной правовой основой для отношений в последнее десятилетие является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС, подписанное в 1994 году и вступившее в силу в 1997 году. Оно предусматривает развитие углубленных отношений в политической, торгово-экономической, финансовой, правовой, гуманитарной областях, а также определяет основные цели и механизмы сотрудничества.


Как считает глава Совета Федерации, “ключевую роль в институциональной системе взаимодействия безусловно играют встречи на высшем уровне по формуле “1+2″: Президент России -председатель Европейского совета и председатель комиссии ЕС”.


Свидетельством взаимного стремления России и ЕС к стиранию разделительных линий и углублению взаимодействия явились разработка и утверждение в ходе саммита Россия ЕС 10 мая 2005 года “дорожных карт” по формированию четырех общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты.


… Вместе с тем успокаиваться и считать положение дел в наших отношениях безоблачным не приходится. “Потенциал России и ЕС во всех областях столь велик, что наше сотрудничество и взаимодействие может и должно быть более значительным и масштабным как в количественном, так и в качественном отношении”, отмечает спикер верхней палаты парламента. К сожалению, у многих европейских политиков и представителей бизнеса проявляется синдром “холодной войны”. “Определенная часть истэблишмента ЕС продолжает с недоверием воспринимать Россию и открывающиеся возможности широкого взаимодействия с ней и прежде всего выгодного экономического сотрудничества”. Поэтому, “одной из важнейших задач остается достижение более глубокого взаимопонимания, основанного на объективном восприятии позиции другого партнера, мотивировки его действий, учета интересов, а также взаимном доверии, уверенности в соблюдении и выполнении имеющихся договоренностей”, – полагает Сергей Миронов.


При этом, безусловно, главным элементом повестки дня отношений Россия – ЕС является “фактор 2007 года”. Именно в декабре будущего года истекает первоначальный десятилетний срок действия Соглашения о партнерском сотрудничестве. За минувшие годы произошли серьезные изменения, которые требуют существенного пересмотра отношений России и Евросоюза, удовлетворяющие все стороны.


Как считает Сергей Миронов, большие задачи предстоит решать в плане достижения и совершенствования юридических механизмов сотрудничества в области энергетики. Россия является энергетической державой и традиционно успешно сотрудничает с Евросоюзом в этой сфере. Вместе с тем появляются новые обстоятельства, новые интересы как у России, так и у европейских стран. И на переговорах важно не только отстоять свои интересы, но и постараться не нанести ущерба интересам партнеров. “Только при этом условии можно будет выйти на взаимоприемлемую договоренность и успешно двигаться вперед к решению более масштабных проектов”, – подчеркнул Сергей Миронов.


В то же время “есть возможности и для качественного прорыва сотрудничества в научно-технической сфере. В частности, речь может идти о создании общеевропейских структур в области науки и технологий. Для этого у нас имеются три главные составляющие научный, экономический и человеческий потенциал. Плюс к этому – большой опыт совместной работы на этих направлениях в прежние годы. Соответствующий потенциал имеется в энергетике, авиации, космонавтике, создании новых материалов, биотехнологий”, – продолжает глава Совета Федерации.


Не следует забывать и о гуманитарном сотрудничестве России и Европейского Союза, которое включает в себя прежде всего предоставление самых широких возможностей для общения людей. К сожалению, разделительные линии, которые пока остаются в Европе, проходят не только по границам между государствами, но и в сознании людей. Причина этому – отсутствие правдивой информации друг о друге, а порой – результат манипуляций определенных политических сил.


“Будучи Председателем Совета Федерации, я, конечно же, вижу большие возможности в укреплении парламентской составляющей отношений России и Европейского Союза. Мы готовы активно работать по обеспечению законодательной базы нашего сотрудничества”, резюмировал глава Совета Федерации.


Александр Тимонин


Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-25.10.2006.-№176.-с.1,7)