Сергей Миронов: "Западу и Востоку не хватает сильной, процветающей России"

30 ноября 2006


России нужно ориентироваться на себя, на сущность российской культурно-исторической целостности – на стремление к справедливости как высшей правде жизни, считает Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. В своем интервью спикер верхней палаты парламента остановился на некоторых вопросах государственного строительства и социально-экономического положения страны.


– О системном кризисе западной цивилизации говорят немало: кризис экономический, культурный, мировоззренческий, а главное, духовный, в основе которого лежит идеология потребительства, ведёт к коллапсу западной цивилизации. Не кажется ли Вам, что, ориентируясь на Запад, Россия пытается запрыгнуть в “горящий” поезд?


– Я не сторонник черно-белых оценок. Как можно полностью отвергнуть или целиком принять чужой тип цивилизации? Даже если бы мы и захотели, это просто невозможно.


В западном обществе, на мой взгляд, есть черты, заимствование которых не отвечает ни духу, ни традициям, ни интересам России. Но есть и такие, которые нам было бы полезно перенять. Например, эффективность экономики, ее восприимчивость к инновациям, действенность правовой системы.


Вообще же считаю, что ориентироваться России нужно на себя, на сущность российской культурно-исторической целостности – на стремление к справедливости как высшей правде жизни.


Все ученые, изучавшие историю цивилизаций, признают самобытный характер российского общества, государства, культуры. Мы живем в стране с великой историей, великим настоящим и будущим. И нам незачем подгонять себя под чужие мерки, стараться обязательно походить или не походить на кого-то другого. Из зарубежного опыта можно и нужно брать все, что полезно нашей стране. Но заботиться мы должны прежде всего о том, чтобы здесь и сейчас хорошо жили наши люди.


– Для России сегодня характерен западноевропейский рационально-прагматический подход к рождению детей, когда появление новой жизни напрямую соотносится с уровнем материального благосостояния родителей. Вместе с тем во многих странах исламского мира уровень жизни значительно ниже европейского и даже российского, что тем не менее не мешает рождению более пяти детей в одной семье. С чем, на Ваш взгляд, связана такая полярность взглядов на один и тот же вопрос?


– Как гражданин и законодатель, я убежден, что самой важной проблемой для России является демографическая. Ее решение нельзя откладывать в долгий ящик и недопустимо односторонне подходить к ее решению, уповая только на материальные стимулы повышения рождаемости или, наоборот, делая упор исключительно на духовно-нравственные мотивы.


Да, с точки зрения статистики чем беднее страна, тем выше там рождаемость, чем выше уровень жизни, тем меньше детей рождается в средней семье. И если посмотреть на разные социальные группы в рамках одного общества, то, по оценке социологов, чем выше уровень благосостояния и образования, тем меньше число детей, приходящихся на одну семью.


Но жизнь богаче идеологических схем. Уровень благосостояния – существенный, но не единственный и далеко не главный фактор для каждой конкретной семьи. Дети рождаются и в семьях прагматиков, где родители озабочены прежде всего материальным благополучием и карьерой, и в тех семьях, где супруги главным образом живут духовными интересами. И сколько их будет в той или иной семье, зависит от самых разных причин.


Необходимо серьезное изучение сложного комплекса проблем и факторов, влияющих на количество детей в семье. И на этой основе должна быть сформулирована научно обоснованная комплексная демографическая политика – система мер как материального, так и нематериального стимулирования рождаемости.


В Послании Федеральному Собранию на 2006 год Президент Российской Федерации подчеркнул, что если мы действительно хотим сделать для граждан что-то полезное и нужное, то нам следует сосредоточиться на решении важнейших для страны проблем, и одна из них – демографическая.  При этом надо заботиться и о повышении рождаемости, и о снижении смертности, и об эффективной миграционной политике. Как точно выразился Дмитрий Менделеев, в широком смысле это  – “сбережение народа”. В обществе есть консенсус в понимании того, что мы должны в первую очередь решить именно эту, ключевую для всей страны, проблему, отметил Президент.


Представление о “сбережении народа” как ключевой проблеме страны, нашло выражение в разработке и реализации приоритетных национальных проектов и в мерах, нацеленных на решение демографических проблем.


Предприняты важные меры в области демографической политики, предполагающие увеличение размеров ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, введение частичной компенсации родительской платы за дошкольное образовательное учреждение, а также материальную поддержку семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принципиально новая форма стимулирования рождаемости – это предоставление женщинам, родившим второго и последующих детей, «материнского капитала».


Необходимость реальной материальной поддержки семьи, в том числе кардинального повышения выплат за рождение второго и последующего ребенка, назрела в стране уже давно. Сейчас  для этого в стране имеются все необходимые социально-экономические предпосылки – профицитный бюджет и растущий Стабилизационный фонд. И, закладывая правовую основу этого механизма, следует с самого начала сделать его максимально простым, а главное – понятным людям.


При этом важно правильно сочетать различные формы и методы социальной поддержки семей, воспитывающих детей, с формированием в обществе атмосферы уважительного отношения к семье, семейным ценностям, материнству и отцовству.


Важнейшую роль в  решении демографических проблем страны должны играть СМИ. В условиях современного информационного общества важно, чтобы газеты, журналы и телевидение способствовали формированию позитивного отношения власти, бизнеса и российского общества к материнству, отцовству и возвращению к традициям многодетности.


Хочу отметить, что при всем разнообразии традиций народов нашей многонациональной страны они сходятся в бережном отношении к  семье и детям. Все традиционные религии народов России  осуждают пропаганду аморализма, поддерживают идеал семьи, призванной быть школой подлинной нравственности, формировать правильное отношение к ближним, к своему народу, к обществу в целом. Этот веками накопленный духовный потенциал способен сыграть большую роль в оздоровлении общества, в преодолении демографического кризиса.


Реализация задачи “сбережения народа” требует серьезной и взвешенной законотворческой работы. Убежден, что повышение авторитета семейных ценностей – одна из тех сфер, где жизненно необходимо тесное сотрудничество государственной власти, общества и традиционных религий.


– Не считаете ли Вы, что многие страны, прикрываясь знаменем антитеррористической борьбы, порой необоснованно принимающей антиисламскую окраску, пытаются достичь своих политических целей?


– Позиция руководства Российской Федерации здесь четкая и ясная. Терроризм не имеет ни конфессиональной, ни национальной принадлежности. Это глобальная проблема, одинаково угрожающая миру и стабильности всех стран и народов. В том числе и тех, где ислам исповедуется большинством населения.


Противодействие терроризму – задача общая, она имеет мировое значение и выходит за рамки чьих бы то ни было национальных политических интересов. Это  наша принципиальная позиция, которую мы постоянно доводим до зарубежных коллег, в том числе и  в международных  парламентских организациях.


К чему приводят попытки подчинить антитеррористическую борьбу чьим-то политическим интересам, мы видим на многих примерах. Это ведет не только к снижению эффективности общих усилий, но и к эскалации напряженности в целом ряде стран.


Наиболее показательна ситуация в Ираке, где террористические акты давно уже стали привычным явлением повседневной реальности. И это, безусловно, является следствием как изначальной ошибочности военного вторжения на территорию данного государства, так и нынешней политики оккупационных властей.


Нас не может не беспокоить и обстановка в Афганистане, ставшем  мировым лидером по производству наркотиков. Она тоже во многом обусловлена стремлением больше добиваться политических выгод, чем решительных результатов в борьбе с терроризмом.


Мы не можем согласиться с политикой двойных стандартов в отношении лиц и организаций, причастных к террористической деятельности. Хорошо известны примеры предоставления политического убежища таким лицам.


Все это, на мой взгляд, является следствием того, что политические интересы ряда стран ставятся выше, чем борьба с общей опасностью. Это не только не решает проблему терроризма, а напротив – все более ее обостряет.


– Если страну, её политический курс, религиозную направленность соотнести с человеком, его темпераментом, чертами характера, нравственным развитием, как бы Вы охарактеризовали  Восток и Запад, в частности США?


– Прежде всего надо определить, что есть Восток, а что – Запад. Над этим вопросом ученые, философы и писатели бьются веками, но до сих пор окончательного ответа нет, да его и не может быть. Культурно-цивилизационная пара “Запад – Восток” отражает относительное духовное, мировоззренческое различие в базовых подходах к организации человеческого сообщества, к определению роли и места отдельной личности в нем. Запад и Восток – это сообщающиеся сосуды человеческой цивилизации, они не могут существовать друг без друга. Поэтому любые определения Запада и Востока субъективны и несовершенны.


Запад выбрал генеральной идеей своего развития достижение личной свободы и в результате отстроил тип государства, где свобода личности ограничивается законами и разнообразными формами гражданского контроля. Выработанным Западом совокупности форм жизнеустройства, сочетанию выявленных им способов духовно- и материально-практического освоения реальности присуща направленность на приспособление мира под человека.


Восток же сосредоточился на идее следования предначертаниям, где  жесткий примат социальной функции довлеет над личностью. Там и отдельный человек, и государство в лице своего представителя не должны выходить за рамки отведенных им социальных ролей. Восток нацелен на приведение человека и образуемых им социальных конструкций в соответствие со своим собственным пониманием объективных законов.


Образ Востока – это человек, следующий силе обстоятельств, пребывающий в состоянии созерцания, многократно взвешивающий решения, планирующий жизнь на многие десятилетия вперед.


Образ Запада – это энергичный и дерзкий человек, который не знает других сдерживающих рамок, кроме  энергии и дерзости  других людей.


В этом смысле США – это Запад Запада, то есть предельное выражение права личности определять и строить свою судьбу самостоятельно. США не просто в духе Запада приспосабливают мир под себя, они пытаются покорять, а значит, все больше наталкиваются на сопротивление других народов, составляющих 95 процентов населения Земли.


– Не уходя от темы сопоставления государства с человеком, что, на ваш взгляд, представляет собой женственность и мужественность и чего больше не хватает современным  Западу и Востоку?


– Не буду оригинальничать и просто повторю фундаментальную трактовку этих понятий, наиболее полно, как я считаю, выраженную китайской традицией. Женское – это внутреннее, материальное, накапливающее и воплощающее начало, олицетворяющее покой и статику. Мужское – это внешнее, духовное, творческое начало, олицетворяющее динамику и подвижность.


Современным же Востоку и Западу не хватает сильной и процветающей России как объединяющего их начала в системе мировых связей.


Источник: ("Парламентское обозрение" (Москва).-11.2006.-№19)