Сергей Миронов: "Я против единой даты голосования"

18 апреля 2005

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов прокомментировал в
Петербурге внесенный накануне в Госдуму по инициативе Центризбиркома
законопроект, предусматривающий введение единой даты выборов региональных
парламентов – второе воскресенье марта.



Он заявил, что если после рассмотрения законопроекта в Госдуме эта норма
останется, то он будет призывать коллег по Совету Федерации наложить вето на
весь законопроект. Однако, по мнению Миронова, в проекте закона есть и
плюсы, и минусы:


– Начну с плюсов. Положительная новация закона – запрет на переход из фракции
во фракцию Госдумы после проведения выборов. Это исключает распространенную
сегодня ситуацию, когда человек проходит в парламент по партийным спискам одной
партии, а потом вдруг пытается перейти во фракцию другой. Новый законопроект
предусматривает лишение депутатского мандата за такую политическую
неразборчивость, что логично и правильно.


Также, с моей точки зрения, реальному установлению многопартийности в России
будет способствовать запрет на создание блоков из нескольких партий либо партий
и общественных организаций. Я думаю, что это тоже шаг в нужном направлении.


С чем я категорически не согласен? С предложением проводить выборы в регионах
один раз в год, во второе воскресенье марта. Это принципиальная ошибка, которая
приведет к тому, что каждый год будем иметь выборы, сопоставимые по масштабам с
федеральными. Поясню. В стране – 89 субъектов Федерации, это значит – более 20
субъектов в год будут одновременно проводить выборы. Совершенно очевидно, что в
рамках этих кампаний на полную мощность будут использоваться общефедеральные
средства массовой информации, то есть предвыборная лихорадка будет сотрясать
страну каждый год.


Меня удивляет, что эту идею выдвигает председатель Центральной избирательной
комиссии господин Вешняков. Ее реализация не позволит ЦИКу эффективно
контролировать региональные выборы. У нас 15 членов Центризбиркома, а
избирательных кампаний будет одновременно идти около 20. Боюсь, что в этом
случае и Верховный суд захлебнется от потока жалоб во время их проведения.


Предлагаю вместо этой неудачной инициативы два варианта: либо оставить все
как есть, то есть в каждом регионе выборы будут идти по тому графику, который
сложился, либо как возможный компромисс можно предусмотреть осенние и весенние
выборы.


Еще смущает намерение снизить процент недостоверных подписей при сборе
подписей, на основании которых можно будет снимать с выборов либо кандидатов,
либо партию. 25 процентов недостоверных подписей, как сейчас, – это много, но 5
процентов – это просто ненормально. Приведу реальный пример. Представьте себе:
идут выборы в Петербурге, кандидаты или партии ведут сбор подписей на нашей
любимой центральной улице – Невском проспекте. Избиратель ставит подпись и пишет
сокращенно “пр.” вместо “проспект”, как мы всегда пишем. Это будет нарушением,
за которое можно признать подпись недействительной. Еще одна жесткая новация –
нужно делать выбор между внесением залога и сбором подписей, совместить оба
варианта нельзя. В совокупности эти нормы создают дополнительный механизм
жесткого административного снятия кандидата либо партии с выборов. Положения
данного закона явно создают преференции одной партии, с трех раз можно
догадаться какой.


Новый избирательный закон еще только вносится. Впереди работа с поправками.
Но для меня очевидна самая главная претензия: одна дата выборов в год для всех
региональных выборов. Если это останется, я лично буду призывать коллег по
Совету Федерации наложить на такой закон вето.


Подготовила Наталия Михальченко


Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-18.04.2005.-№071.-с.1)