16 ноября 2007
Интервью Председателя Совета Федерации, лидера партии “Справедливая Россия” Сергея Миронова газете “Известия-Урал”
– На выборах отменили порог явки – небольшой процент избирателей могут выбрать человека или партию во власть. Нет механизма отзыва неоправдавшего народного доверия чиновника, практически невозможно лишить власти бездельника без решения суда. Как это сочетается с демократическими идеями, по которым мы пытаемся строить общество?
– Все указанные пороки властной системы России к сожалению, налицо. В связи с этим партия «Справедливая Россия» считает одной из своих главных задач борьбу с бюрократизацией государственного аппарата и отчуждением власти от народа. Необходим жесткий общественный контроль за действиями властей. Власть не должна стоять выше закона!
Для этого мы считаем необходимым добиться, чтобы выборы мэров городов проводились всем населением, исключив их избрание законодательными собраниями, законодательно закрепить право избирателей на отзыв депутатов всех уровней. Члены Совета Федерации должны избираться всенародным голосованием.
Что же касается изменения выборного законодательства, то скажу откровенно – я на протяжении последних двух лет не голосовал ни за одну из его поправок. Понятно, что “Единая Россия” меняет законодательство под себя. Многочисленные поправки к Закону о выборах (обязательная регистрация партий в Минюсте, запрещение создания предвыборных блоков, ликвидация одномандатных округов, графы «против всех» в избирательных бюллетенях и, наконец, порога явки избирателей) практически лишают граждан права на свободное волеизъявление. А отмена порога явки на выборах вообще ставит под сомнение легитимность властных органов, формируемых на основании всеобщих выборов.
– Будет ли введена административная или уголовная ответственность к чиновникам, которые ни коем образом не обращают внимание на депутатов Госдумы, не реагируют на их запросы?
– Состояние власти на всех уровнях – от федерального до местного – вызывает законное недовольство наших граждан. Государственный аппарат по-прежнему является закрытой корпорацией чиновников, озабоченных собственным благополучием, а не интересами людей. Многочисленные случаи противоправного передела собственности, мздоимства и административного произвола подрывают доверие к государственным органам и способствуют глубокому отчуждению населения от власти.
Партия считает одной из своих главных задач борьбу с бюрократизацией государственного аппарата и отчуждением власти от народа. Необходим жесткий общественный контроль за действиями властей. Власть не должна стоять выше закона! Мы заставим власть работать на интересы граждан! Программа партии «Справедливая Россия» содержит положение о необходимости разработать и внедрить временные регламенты и стандарты оказания государственных услуг населению – ни к одному чиновнику человек не должен стоять в очереди более 20 минут! Кроме того, мы настаиваем на увольнении государственных служащих, систематически вызывающих нарекания со стороны людей. Мы будем последовательно добиваться реализации этих принципов!
– Как Вы предлагаете использовать стабилизационный фонд? Насколько верна позиция правительства в его отношении на сегодняшний день?
Надо вкладывать государственные деньги в развитие и инновации. А не надеться только на частные инвестиции. Развитие инфраструктуры, высокотехнологичных производств, энергетики, ВПК за счет бюджетных средств создаст для частных вложений капитала куда больше стимулов, чем все, что было сделано для их привлечения до сих пор. Надо еще решительней создавать госкорпорации там, куда по тем или иным причинам не идет частный бизнес. А не слушать убаюкивающие россказни либеральных доброхотов о преимуществах частных инвестиций над государственными.
Расходование Стабфонда должно приблизить нас к стандартам социального государства. Нам не нужен прожиточный минимум, на который нельзя прожить. Нам нужны социальные стандарты потребления, куда включены расходы не только на питание и предметы первой необходимости, но и на содержание жилья, лечение, образование и т.д. Игнорирование насущных проблем населения представляет собой куда большую угрозу, чем инфляция.
– Что Вы думаете по поводу прогрессивной шкалы налогообложения?
Наша главная задача – преодоление пропасти между богатыми и бедными. Для ее решения необходим целый комплекс мер: справедливое распределение доходов от минерально-сырьевого комплекса, реформа зарплат и пенсий, введение прогрессивной шкалы подоходного налога и налога на роскошь.
У нас при чудовищном социальном неравенстве каждый гражданин РФ – и пенсионер, и миллиардер, – платит налог на доходы один и тот же – 13%. Это несправедливо. Партия «Справедливая Россия» считает необходимым ввести прогрессивную шкалу налогообложения, зависящую от доходов: доход до 10 тыс. рублей в месяц – не облагается налогом; при доходе от 10 до 100 тыс. рублей в месяц налог составит 10%; при доходе от 100 тыс. до 1 млн. рублей в месяц – 13%; при доходе от 1 до 3 млн. рублей в месяц – 20%; при доходе свыше 3 млн. рублей в месяц – 30%.
-Поддерживаете ли Вы сокращение ввоза иностранной сельхозпродукции на территорию РФ в целях поддержки отечественного сельхозпроизводителя?
Я уже неоднократно высказывал ту мысль, что со вступлением России в ВТО не стоит торопиться. И прежде всего из-за ситуации в нашем сельском хозяйстве. У нас треть населения живет на селе. Этот образ жизни очень много значит для нашего национального самосознания и культуры. Об этом забывать нельзя. Мы считаем, что ежегодно из расходной части госбюджета не менее 10 процентов должны приходиться на агропродовольственный комплекс. Необходимо четко отстаивать государственные закупки сельскохозяйственной продукции по фиксированным ценам. Потому что, согласитесь, когда у нас цена литра солярки в два раза выше, чем цена литра молока — это никуда не годится.
– Считаете ли Вы возможным решение национальных проблем с помощью приоритетных национальных проектов?
На мой взгляд, четыре национальных проекта, инициированных президентом, – это, прежде всего, эксперимент, который преследовал следующую цель: посмотреть, что получится, если сконцентрировать финансы и ресурсы на узких проблемных вопросах в четырех отраслях.
Безусловно, эти четыре национальных проекта не решают в комплексе ни одну из проблем, существующих в целом в здравоохранении, в образовании, в жилье или в сельском хозяйстве. Везде предусмотрены лишь точечные меры. Допустим, в сельском хозяйстве акцент сделан на племенном животноводстве, получении кредитов крестьянами и закрепление молодых специалистов на селе. И все! В образовании и здравоохранении – тоже решаются лишь отдельные задачи. В целом, я считаю, эксперимент показал, что государство, сосредотачивая свои усилия, может достигать каких-то заметных результатов. Уверен, этот опыт будет продолжен, однако в значительно больших масштабах.
По материалам газеты «Известия-Урал»