27 июля 2007
Спикер Совета Федерации – о качестве законов, налогах и “оседлости” депутатов.
– Сергей Михайлович, в Совете Федерации завершилась весенняя сессия. Каковы итоги проделанной верхней палатой парламента работы?
– Нынешняя сессия была наполнена чрезвычайно интенсивной работой, и я с удовольствием хочу отметить, что нам удалось достичь высоких результатов.
Прежде всего в плане совершенствования экономической политики государства. Я имею в виду работу над важнейшими законопроектами, направленными на реформирование бюджетного процесса. В результате принятых поправок значительно обновлен Бюджетный кодекс Российской Федерации. Внесенные в него изменения создают правовую основу для принципиально новой организации бюджетного процесса в Российской Федерации, усиления самостоятельности и ответственности всех уровней власти. Это позволит повысить эффективность и прозрачность управления общественными финансами.
Важнейшим направлением работы палаты в период весенней сессии 2007 года было рассмотрение целого блока экономических вопросов, связанных с подготовкой к принятию нового трехлетнего бюджета – на 2008 год и на период до 2010 года. Можно вспомнить, что еще на ранней стадии разработки проекта бюджета Совет Федерации принял постановление, определившее позицию палаты по концепции федерального бюджета на очередной период, и внес конкретные предложения по ее формированию. Главная их цель – уже в текущем году запустить механизмы реализации приоритетных социальных и экономических задач, поставленных Президентом в Послании Федеральному Собранию.
Налицо позитивные тенденции в организации взаимодействия Совета Федерации и Правительства в решении важнейших социальных вопросов. Увеличен МРОТ, активизировалась демографическая политика, принят или находится в стадии подготовки и рассмотрения ряд законопроектов, призванных повысить пенсии для “северян”, облегчить получение ипотечных кредитов для семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Количество принимаемых в стране законов каждый год только растет. В 2004 году было одобрено 228, в 2005-м – 236, в 2006-м – 277. Результаты весенней сессии показывают, что в целом за 2007 год цифра будет еще большей.
– Автором многих законодательных инициатив, насколько известно, являлись лично Вы. Расскажите о наиболее, на Ваш взгляд, актуальных из них.
– За время работы в Совете Федерации мною были инициированы несколько десятков законопроектов. Часть из них уже стала законами, часть находится на рассмотрении в Государственной Думе. Один из последних принятых – Закон “О внесении изменений в статью 1 Федерального закона “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”. Речь идет о введении десятилетнего ценза оседлости для сенаторов. Законопроект был подготовлен в соответствии с поручением Президента России по реализации его Послания Федеральному Собранию. Главное положение данной инициативы – введение ограничения на избрание новых членов Совета Федерации, согласно которому представитель субъекта Федерации в верхней палате парламента должен проживать на его территории не менее 10 лет в совокупности.
Сенаторы обязаны знать родной край изнутри, как “Отче наш”: начиная с социально-экономической ситуации и заканчивая расстановкой политических сил. Это необходимо для того, чтобы реально представлять интересы республики, области, края в Федеральном Собрании. Пока же, к сожалению, некоторые сенаторы черпают информацию о своих регионах в лучшем случае из туристических буклетов. Член Совета Федерации – доверенное лицо региона. Поэтому он должен определять приоритеты и действовать на благо своего региона. Ведь эффективность нашей работы, компетентность и в целом авторитет верхней палаты во многом зависят именно от этого.
Мы также выступили с инициативой внести значительные коррективы в существующий в России подоходный налог. Налог на доходы граждан известен в мировой практике больше двух веков. Впервые он был введен в Англии во времена наполеоновских войн, чтобы покрыть затраты на огромные военные расходы, а позднее получил распространение во всем мире как надежный и стабильный источник государственных доходов. Но всегда и везде этот налог рассматривался как один из способов справедливо распределить в обществе налоговое бремя, как налог, прежде всего, для богатых. В России в 2001 году впервые была принята система, при которой богатые и бедные платят в казну одинаково – по 13 процентов своего дохода. Такого историческая практика еще не знала. И этот порядок необходимо менять. Любое государственное решение должно выдерживать проверку на соответствие трем главным принципам – справедливость, эффективность и ответственность. Российский подоходный налог не отвечает ни одному из этих трех требований.
Один из главных аргументов противников прогрессивного подоходного налога – люди будут скрывать свои доходы. Да, такие попытки будут, как есть они и сейчас. Сегодня при ставке налога в 13 процентов его поступления в бюджет составляют около 5 процентов учтенных статистикой денежных доходов населения – чуть больше трети того, что должна получать казна. Надо ясно понимать, что уплата налога нигде и никогда не была добровольным делом. Нужны действенные механизмы перекрестного контроля: выплат наличности, крупных расходов, которые должны объясняться законными источниками доходов, и так далее.
Должна быть разрушена система круговой поруки, общей заинтересованности плательщика и получателя в сокрытии доходов. В мировой практике известны стимулы и механизмы для этого. И известно, какого уровня сбора налогов, даже при более высоких ставках, чем у нас, можно добиться, если серьезно и профессионально выстроить системы налогового контроля, а не ограничиваться призывом заплатить налоги и спать спокойно. Это 90 и более процентов собираемости. Знаменитого гангстера Аль-Капоне посадили в тюрьму за уклонение от налогов, потому что это было легче всего доказать.
Новый состав Государственной Думы начнет работать в 2008 году, значит, новые ставки налога будут введены не раньше 2009 года. Времени достаточно, чтобы отработать необходимые меры и механизмы. И тогда будет создана налоговая система, основанная на тех самых трех китах, о которых мы говорили: справедливость, эффективность и ответственность.
Мы также разработали целый ряд законопроектов, направленных на улучшение социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
– А каким образом информация об этих инициативах доходит до регионов, до основной массы граждан?
– Каналов и средств для этого предостаточно. И все они используются с максимальной эффективностью. Активно в этом направлении работает пресс-служба Совета Федерации. Весомую лепту вносят интернет-сайт верхней палаты парламента, а также печатные СМИ – “Парламентская газета”, журнал “Российская Федерация сегодня”, такие издания нашей палаты, как “Парламентское обозрение” и “Вестник Совета Федерации”.
– В Совете Федерации наступило летнее затишье. Удастся ли Председателю верхней палаты отдохнуть в эти каникулы? Если не секрет, уже спланировали отпускной маршрут?
– Покой нам только снится (смеется). Этим летом мой отпускной маршрут, скорее всего, будет совпадать с маршрутом рабочих поездок. Только за последние несколько недель побывал в 14 регионах. А в ближайших планах их еще больше: будем ездить, встречаться с людьми, вникать в обстановку на местах. Уверен, что только таким образом, путем живого общения, диалога, можно выходить на ключевые проблемы того или иного региона для их дальнейшего решения.
Из Москвы всего не разглядишь, как ни старайся. Необходимо идти в народ. Для власти, особенно законодательной, очень важно наладить обратную связь с людьми, чему и планирую посвятить традиционный период отпусков. Думаю, что даже при очень напряженном графике поездок по стране мне удастся отдохнуть душой. Ведь каждый уголок нашей Родины настолько самобытен и уникален, что само пребывание в нем, общение с людьми, заряжает положительной энергией и настраивает на рабочий лад.
(“Республика Башкортостан” (Уфа).-27.07.2007.-№143)