Сергей Миронов: "С оптимизмом смотрю в будущее"

15 января 2009

В преддверии 2009 года Председатель Совета Федерации Сергей Миронов дал эксклюзивное интервью журналу “Финансовый контроль”.


Свой взгляд


– Сергей Михайлович, мировой финансовый кризис больно ударил по российской экономике, однако СМИ львиную долю времени уделяют проблемам ликвидности ценных бумаг, состоянию банков и только кое-где вскользь говорится о временном закрытии предприятий, о быстром росте цен на социально значимые товары. А между тем простые люди не менее остро, чем бизнес, почувствовали на себе молох надвигающегося финансового кризиса. Какие предпринимаются меры поддержки социально незащищенных слоев населения в дотационных регионах, всецело зависящих от помощи государства? Что планируется предпринять в ближайшем будущем?


– Считаю, что в сложившейся ситуации СМИ следовало бы четче разъяснять взаимосвязь поддержки финансовой системы, реального производства и обеспечения занятости. Здоровая финансовая система нужна для эффективной и бесперебойной работы предприятий, своевременной выплаты зарплат и пенсий.


В то же время сегодня складывается непростая ситуация и в реальном секторе экономики. По данным Роструда, в России уже официально зарегистрировано 1,25 млн. безработных, а в ближайшие два месяца их численность увеличится еще на 200 тыс. человек. В бюджете на следующий год заложены деньги на пособия для 1,6 млн. безработных.


Задолженность по зарплате на 1 ноября 2008 года превысила 4 млрд. рублей и увеличилась на 33,4% по сравнению с 1 октября.


Сегодня Правительством России разрабатывается комплексная программа действий по стимулированию деловой активности и социальной поддержке граждан в условиях мирового финансового кризиса. В том числе предусматривается увеличение пособий по безработице, контроль за своевременной выплатой зарплат, поддержка малого и среднего бизнеса, налоговые льготы.


Однако усилий только исполнительной власти для решения проблемы недостаточно. Убежден, что нужно законодательно усилить ответственность работодателей за невыплату зарплат, защитить работников от социально безответственных бизнесменов. Ведь сегодня законодательство не мешает работодателям перекладывать издержки кризиса на работников: лишать их премий, которые могут составлять до 60-70% заработка, отправлять в долгосрочные неоплачиваемые отпуска.


Я считаю, что нам нужно буквально “с колес” создать антикризисные институты управления занятостью. Особенно это относится к дотационным регионам. Делать это должны на паритетных началах государство, бизнес и регионы. В частности, следует запустить программы переподготовки кадров и поддержки малого бизнеса, подумать о развитии инфраструктуры трудовой миграции, создании рекрутинговых бирж, центров временной занятости, общежитий для рабочих и менеджеров из других регионов в зонах реализации крупных инвестиционных проектов. Иначе завтра люди просто перестанут верить власти.


– В России до сих пор отсутствуют единые социальные стандарты, минимальная потребительская корзина в Москве и Иваново, как говорят в Одессе, -две большие разницы. В то же время политика государства в последние годы направлена на выравнивание положения регионов: у доноров, таких как ХМАО, Москва, Санкт-Петербург, ЯНАО и других. Центр отбирает большую часть доходов с тем чтобы перераспределять их в пользу реципиентов. Однако на практике мы видим, что уровень благосостояния среднего класса и беднейших слоев населения у дотационных регионов в разы ниже, чем у доноров, и об этом говорят исследования ученых, словно никакого перераспределения не было. Где деньги? Неужели власти забыли о том, что статья 7 Конституции говорит о том, что Россия является социальным государством? Ваше отношение к проблеме?


– Действительно, проблема чрезмерной дифференциации регионов России по уровню и качеству жизни очевидна. А политика перераспределения доходов недостаточно эффективна, хотя и необходима в сложившихся условиях. Но эти проблемы невозможно решить простой разработкой и утверждением единых социальных стандартов.


Для их введения надо создать социально-экономические предпосылки. Необходима эффективная стратегия формирования в стране социального государства и выравнивания неоправданных различий в уровнях развития регионов страны, и для этого сегодня имеются и политическая воля, и необходимые ресурсы.


В настоящее время завершена разработка Концепции социально-экономического развития России до 2020 года. Согласно документу, территориальное развитие страны будет ориентировано на комплексное развитие и повышение конкурентоспособности экономик регионов, обеспечение достойной жизни граждан. Для этого предполагается синхронизация трех направлений региональной политики: создание новых центров роста в регионах на основе конкурентных преимуществ, координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса, снижение дифференциации в уровне и качестве жизни населения.


Не могу также не отметить, что в Послании Президента России на 2008 год впервые поставлена задача реализации статьи 7 Конституции Российской Федерации о социальном государстве, а также предложены направления и механизмы его формирования.


Поэтому я с оптимизмом смотрю в будущее.


– Из населенных пунктов Сибири и Дальнего Востока, и, в первую очередь, приморских, уезжает трудоспособное население. В наиболее трудном положении оказались прибрежные города, где жители в основном заняты рыболовством, поскольку отрасль уже не первый год находится в состоянии стагнации. Остаются пенсионеры, у которых просто нет средств, чтобы купить жилье и перебраться в Центральную Россию, хотя эти люди в свое время рассчитывали на возвращение к родным пенатам. Кризис просто добьет их. Закон 131 ФЗ перечеркнул планы северян на социальную справедливость. Между тем на Аляске и в северных районах Канады проблема переселения на юг решена – там жителям выдают жилищные сертификаты и каждый знает, за что он работает на Севере. Возможно ли перенести эту схему или ей подобную на Россию и законодательно закрепить ее? Имеются ли в Совете Федерации на этот счет собственные разработки, а если да, то в чем их суть?


– Отток населения – результат многолетних нерешенных проблем Сибири и Дальнего Востока. Но именно в развитии этих территорий я вижу основу будущего процветания страны. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральная целевая программа “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года”, работа в рамках форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества нацелены на модернизацию экономики этих регионов.


Убежден, что без молодых, энергичных людей поставленных задач нам не решить. Жизнь в отдаленных регионах должна быть привлекательной. Считаю, что в качестве одной из мер мы должны отменить подоходный налог для жителей Сибири и Дальнего Востока.


Необходимо также повышать трудовую мобильность населения. Так, в Сибири и на Дальнем Востоке имеет место дефицит трудовых ресурсов, но важным сдерживающим фактором является отсутствие жилья. Мы бы могли решить большинство проблем на рынке труда, если бы ввели норму о государственном строительстве социального жилья и сдаче его по найму по доступным для граждан ценам.


Вместе с тем особое внимание следует уделить пожилым жителям Крайнего Севера. Пенсионеры, бесспорно, заслужили право на переселение в климатически более благоприятные районы. Жизнь на Крайнем Севере значительно дороже, чем в центре России. Потому переезд снижает и бытовые расходы пенсионеров.


Замечу, что в Совете Федерации уделяется немалое внимание этому вопросу. Так, в марте 2008 года прошел “круглый стол” на тему “Проблемы реализации Федерального закона “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”.


Можно утверждать, что проблема постепенно решается. За последние годы в несколько раз увеличено финансирование переселения из северных регионов. Раньше выделялось порядка 1 млрд. рублей. В 2008 году по программе “Жилище” выделено 7,5 млрд. рублей, в 2009 году планируется потратить 8,5 млрд. рублей, в 2010 году – 8,7 млрд. рублей.


В целом же, полагаю, нам нужна долгосрочная, охватывающая заинтересованные группы населения, программа финансирования. Нужно решение, которое даст людям уверенность в том, что обещанное государством они получат. Такое решение будет найдено.


– За последние 15 лет в Центральной России в основном вокруг крупных городов оказалось разрушенным сельское хозяйство. Тому причиной незаконный перевод земель сельхозназначения в иные категории с последующей распродажей на рынке. Крестьяне, получившие земельные паи на волне перестройки, так и не смогли реализовать свои возможности собственника: документы на владение должным образом до сих пор не оформлены, вы говорили об этом на Всероссийском земельном конгрессе, да и фермерство по разным причинам не прижилось в России. Возможно ли с учетом кризисной ситуации упрощенное наделение землей крестьян без права ее перепродажи и государственная дотация индивидуальных хозяйств на начальном этапе? Земля всегда помогала людям выжить в трудные времена.


– Эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения и упорядочение земельных отношений остаются одними из главных проблем нашего сельского хозяйства. Почти 20 миллионов гектаров пашни используется не по назначению.


Мною неоднократно говорилось о необходимости предоставить крестьянам реальное право частной собственности на земельные участки. Этот вопрос не должен рассматриваться в связи с кризисной ситуацией. Обеспечение крестьян землей -это принципиальная задача, от решения которой зависит дальнейшее эффективное развитие агропромышленного комплекса России. Законодатели активно работают в этом направлении: вносятся поправки в законодательство, однако требуется ускорить эту работу.


Что касается государственной дотации индивидуальных хозяйств, то поддержка осуществляется по нескольким направлениям. В первую очередь это увеличение финансирования АПК. За последние месяцы к бюджету Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008 год было добавлено около 60 млрд. рублей, что означает его увеличение примерно на три четверти. В том числе эти средства предназначены на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений (8 млрд. рублей), комбикормов для свиноводства и птицеводства (10 млрд. рублей), а также на компенсацию дополнительных затрат на приобретение дизельного топлива (10 млрд. рублей).


С целью поддержания доходов сельхозпроизводителей принято решение более широко использовать государственные закупки.


Для преодоления дефицита кредитных ресурсов увеличен уставной капитал “Россельхозбанка” на 33,5 млрд. рублей. Также решен вопрос о выделении ему субординированного кредита в объеме 25 млрд. рублей. Эти меры позволят удержать процентную ставку по кредитованию сельхозпроизводителей в интервале 15-17%.


Сегодня нам нужны эффективные механизмы обеспечения реального доступа индивидуальных сельхозпроизводителей к финансовым ресурсам.


Вместе с тем следует продолжать наращивать усилия по поддержке собственного сельхозпроизводителя. Решение всех проблем упирается в деньги. Мною неоднократно говорилось о необходимости довести объемы финансирования АПК до 10% расходной части федерального бюджета.


– Настоящим бичом сегодня стал рейдерский захват земельных паев, принадлежащих крестьянам, их скупка финансовыми магнатами. В судах, как правило, побеждают те, у кого есть деньги и дорогие адвокаты. В итоге крестьяне остаются ни с чем. Между тем ситуацию можно было бы исправить, и об этом говорил первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман, появись у прокуратуры возможность активно участвовать в процессах, юридически выравнивая возможности участников спора в судах. Существующая законодательная база не позволяет это сделать. Не считаете ли вы возможным законодательно исправить ситуацию? Что для этого необходимо сделать?


– Многие проблемы в области земельных отношений возникают из-за недостаточной урегулированности в нашем законодательстве права собственности на землю.


Ликвидация коллективных хозяйств и последовавшее за ней выделение земельных паев создало массу трудностей как для их владельцев, так и для пользователей земли. Усложненный порядок оформления в собственность земельных долей, большие издержки пайщиков на землеустроительные работы и постановку на кадастровый учет стали питательной средой для всякого рода мошенников.


В подавляющем большинстве регионов из-за отсутствия средств кадастровые работы до сих пор не проведены. Здесь большая часть земель используется сельскохозяйственными предприятиями без надлежащего правового оформления. Этими обстоятельствами и пользуются рейдеры. Поэтому нужна государственная финансовая поддержка для проведения массовых кадастровых работ. Наша главная цель – защитить тех, кто работает на земле. Возможно, стоит подумать над тем, чтобы продлить срок оформления земельных паев в собственность для граждан. Он заканчивается в 2009 году.


К сожалению, пока не принят антирейдерский законодательный пакет, хотя входящие в него законопроекты прошли уже второе чтение. Безусловно, это не дает правоприменителям возможности эффективно бороться с рейдерством.


В Совете Федерации разрабатывается концепция совершенствования организационно-экономического и правового обеспечения регулирования земельных отношений (в отношении земель сельскохозяйственного назначения). Уже первые обсуждения этой концепции показали, что требуются существенные дополнения и поправки в ряд действующих федеральных законов, в пятилетнюю Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования аграрных рынков, в другие документы.


Что касается участия прокуроров в арбитражном процессе при рассмотрении земельных споров, то прокуратура России может внести в органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующие предложения.


– Сегодня банки практически остановили ипотечное кредитование, а стало быть, и целевая программа строительства коттеджей для молодых семей де-факто оказалась свернута. Спровоцирует ли это снижение рождаемости по России в целом?


Ваш, Сергей Михайлович, взгляд на эту проблему?


– По данным Росстата, рождаемость в России выросла на 9%. Для того чтобы закрепить достигнутый результат, государством разрабатываются конкретные меры по материальному стимулированию рождаемости. В их числе и программы ипотечного кредитования, строительства социального жилья.


Важнейшей мерой по поддержке молодых семей и стимулированию рождаемости я считаю массовое строительство социального жилья и его сдачу в аренду по доступным ценам молодым семьям. Нам как законодателям необходимо установить механизмы формирования и использования муниципальных фондов социального жилья. Сейчас подготовлена Концепция социальной жилищной политики и социального жилья в Российской Федерации. Она рассматривалась в Совете Федерации, во всех федеральных округах. Большинство регионов поддерживают необходимость принятия на федеральном уровне подобного документа и выражают принципиальную поддержку ее основным положениям.


Конечно, экономический кризис вносит ноту пессимизма в наши планы. Не успев “встать на ноги”, ипотека начала сдавать позиции. Сегодня сворачиваются не только программы по строительству коттеджей, рассчитанные, как правило, на средний класс, но и программы по приобретению жилья для молодых семей.


Что касается подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей”, которая реализуется в рамках приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье – гражданам Росси”, то в текущем году из федерального бюджета выделено более 4,5 млрд. рублей на субсидирование молодым семьям от 10 до 35% стоимости жилья в зависимости от региона. И эта программа будет продолжена.


Многие банки в связи с дефицитом ликвидности ужесточили требования к заемщикам либо вовсе приостановили свои ипотечные программы. Однако этот вопрос находится под контролем государства. Совсем недавно Совет Федерации одобрил поправки к федеральному бюджету на 2008 год, согласно которым Агентству по ипотечному жилищному кредитованию выделено 60 млрд. рублей на выкуп ипотечных закладных у региональных операторов.


Считаю, что нам нужно развивать также небанковские механизмы кредитования. Преодолеть кризис ипотечной отрасли помогло бы введение строительно-сберегательных касс – специализированных кредитных учреждений под контролем государства. Они позволили бы работающим гражданам получать заемные средства дешевле, чем по банковской ипотеке. Подготовленный мною с коллегами законопроект по этому вопросу уже внесен на рассмотрение в Государственную Думу.


– Эксперты ожидают всплеск безработицы. Не ведется ли разработка специальной федеральной программы, чтобы смикшировать удар кризиса по семьям, где родители потеряли работу? Есть ли такие программы в регионах?


– Нужна активная политика на рынке труда, о чем заявил 20 ноября 2008 года Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин.


Необходимо запустить программы переподготовки кадров и поддержки предпринимательства, в том числе малого бизнеса, с целью сохранения имеющихся рабочих мест и максимального упрощения процедуры создания “с нуля” новых.


Нельзя также забывать, что есть категория граждан, которая постоянно, вне зависимости от кризиса, сталкивается с трудностями при трудоустройстве. Это выпускники вузов и учреждений среднего профессионального образования. Следует более точно прогнозировать потребности рынка труда в специалистах.


В 2007 году принят федеральный закон о предоставлении объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования. Но этого недостаточно.


Фракция партии “Справедливая Россия” в Госдуме предлагает принять закон о первом рабочем месте, который установит право выпускника высшего учебного заведения или техникума получить работу по специальности. Нужно квотировать на каждом предприятии, независимо от формы собственности, места для молодых специалистов.


Источник: "Финансовый контроль" (Москва).-15.01.2009.-№1.-с.20-25