28 ноября 2005
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов в понедельник отправляется с официальным визитом в Канаду. Перед поездкой он дал интервью агентству “Интерфакс”.
– Сергей Михайлович, каковы цели и задачи Вашего визита в Канаду? С кем Вы будете встречаться, и какой круг вопросов предполагаете обсудить с руководителями Канады?
– Важная составляющая российско-канадских отношений – сотрудничество по парламентской линии. Поэтому официальный визит делегации Совета Федерации в эту страну – это, прежде всего, вклад в укрепление наших межпарламентских связей.
Программа визита предусматривает проведение целого ряда встреч и бесед с крупными политическими и государственными деятелями Канады. Прежде всего, речь идет о моих непосредственных коллегах – спикере сената парламента Дэниеле Хейсе и спикере палаты общин парламента Питере Милликене. Запланированы беседы с генерал-губернатором Канады Мишель Жан и премьер-министром Полом Мартином. Намечены также встречи с представителями деловых и научных кругов, политологами, журналистами. Имею в виду принять участие в работе российско-канадского “круглого стола” по вопросам федерализма, выступить в национальном пресс-клубе.
У России и Канады очень много общего. Так что нам будет что обсудить. Причем мы будем говорить не только о межпарламентских связях, но и о российско-канадских отношениях в целом, об интересующих обе стороны вопросах и проблемах.
Должен сказать, что инфраструктура наших отношений весьма насыщена и разнообразна – от сотрудничества в деле освоения Арктики и Севера до культурных и спортивных связей. Я считаю, что высокий уровень политических отношений, существующий между нашими странами, создает хорошие предпосылки для наращивания российско-канадского взаимодействия по всем направлениям.
– Канада не входит в число крупнейших торговых партнеров России. Не столь велики и канадские инвестиции в нашу экономику. Что, на Ваш взгляд, можно сделать уже в ближайшее время, чтобы сделать российско-канадские экономические отношения взаимовыгодными и эффективными? В какие отрасли нашей промышленности могли бы, прежде всего, пойти канадские инвестиции?
– За последние годы торгово-экономические отношения между нашими странами активизировались. По итогам 2004 г. товарооборот увеличился на 70% до 1,4 млрд. долл., а за семь месяцев с.г. – еще на треть. Общий объем канадских инвестиций в Россию достиг уровня в 1,2 млрд. долл.
Однако при всей позитивной динамике в нашем торгово-экономическом сотрудничестве, его уровень взаимодействия не соответствует потенциалу наших стран. Сейчас прорабатываются ряд крупных совместных инвестиционных проектов, прежде всего, в топливно-энергетическом комплексе, ожидаемые капиталовложения в реализацию которых могут добавить еще 3 – 5 млрд. долл., однако считаем, что и это не предел. С учетом масштабов наших экономик, их определенной взаимодополняемости и схожести, мы могли бы заметно расширить торговые и инвестиционные связи, облагородить их структуру.
Наряду с такими традиционными для нас областями сотрудничества, как энергетика, горнодобыча, сельское хозяйство и рыболовство, необходимо активизировать взаимодействие в высокотехнологичных отраслях, включая космос и авиацию, современное оборудование для связи, информационные системы. Чтобы достичь этой цели, необходимы совместные усилия на государственном уровне и со стороны деловых сообществ наших стран. Так, оперативному решению текущих проблемных вопросов и совместной выработке новых инициатив по важным для России и Канады направлениям могло бы оказать скорейшее проведение очередной сессии Российско-канадской межправительственной экономической комиссии. А с учетом значительно возросшего в последнее время взаимного интереса бизнес-сообществ двух стран к наращиванию двусторонних связей, наше экономическое сотрудничество имеет потенциал стать профилирующим в российско-канадском диалоге.
Подтверждением этому стало успешное проведение в октябре с.г. в Москве первого заседания Российско-канадского делового совета (РКДС), ознаменовавшего практический “запуск” нашей инициативы создания форума для постоянного диалога предпринимательских структур.
– Как в Москве оценивают сотрудничество с Оттавой в рамках Арктического совета, в особенности в вопросах обеспечения экономического развития Севера? Осуществляются ли уже или есть ли в планах какие-либо двусторонние проекты в этой области, если да – то какие?
– Это очень важное направление двустороннего сотрудничества. Россия и Канада активно взаимодействуют в рамках Арктического Совета, в который входят восемь стран.
Россия, как председатель Арктического совета, видит свою задачу в развитии экономической инфраструктуры Крайнего Севера. Российская сторона выступает за активное сотрудничество в рамках международной Стратегии охраны окружающей среды Арктики. Основные программные направления реализуются под эгидой Арктического Совета. Задача России и Канады не только в том, чтобы решать экологические проблемы Арктики, но и содействовать созданию нормальных условий жизни народам Крайнего Севера за счет развития экономической и социальной инфраструктуры в этом регионе.
Одним из важных направлений является совместная подготовка и проведение в 2007 году всемирного Года Арктики. Уже подготовлено и представлено ряд проектов нашими коллегам из Канады, Северной Европы, и США. Наша страна активно участвует почти во всех многосторонних проектах, реализуемых в рамках Арктического Совета в области обеспечения экономического развития Севера, например, в таких как: арктическая транспортировка, дети и молодежь Арктики, состояние здоровья коренного населения Арктики и арктическая окружающая среда, производство и переработка продукции оленеводства и др.
– Насколько перспективным видится Вам сотрудничество между канадскими провинциями и российскими регионами? По каким направлениям оно должно развиваться и что надо сделать, чтобы придать ему дополнительный импульс?
– Мы вообще очень внимательно относимся к межрегиональным отношениям. Если говорить о международном межрегиональном сотрудничестве, то оно практически всегда эффективно с любой точки зрения, т.к. напрямую позволяет устанавливать экономические или культурные связи между странами.
Я с удовлетворением могу сказать, что за последнее время связи между канадскими провинциями и российскими регионами значительно расширились. В Канаде особую активность проявляют провинции Альберта, Квебек, Онтарио. С российской стороны – Санкт-Петербург, Республики Татарстан и Саха (Якутия), Архангельская и Волгоградская области, Хабаровский край, Ямало-Ненецкий АО. В июле текущего года в г.Эдмонтон прошла выставка-презентация “Дни Ямало-Ненецкого автономного округа в Альберте”, вызвавшая большой интерес у жителей этой канадской провинции. Ее итоги позволяют говорить о высокой эффективности такой формы сотрудничества для сближения регионов России и Канады. Думаем, что практика проведения аналогичных фестивалей российских регионов в Канаде и канадских в России заслуживает всяческой поддержки.
В настоящее время особенно актуальным является взаимодействие наших регионов на Севере и в Арктике в интересах решения общей задачи освоения богатых природных ресурсов этого обширного сурового края при сохранении его окружающей среды и образа жизни коренных народов. Наши страны также заинтересованы в ускорении развития своих тихоокеанских регионов – Запада Канады и Дальнего Востока России. Соответственно, многообещающие перспективы у российско-канадского тихоокеанского партнерства, которое могло бы способствовать расширению связей между российскими Дальним Востоком и канадским Западом, как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних интеграционных схем в азиатско-тихоокеанском регионе.
Помимо сотрудничества в области строительства, энергетики, горнодобычи, перспективными направлениями являются агропромышленный комплекс, отрасли высоких технологий, экология и туризм. Дополнительный импульс межрегиональному сотрудничеству наших стран придаст новый федеральный закон “Об особых экономических зонах”. Этот закон будет способствовать налаживанию межрегиональных связей и привлечению зарубежных инвестиций.
– Что именно из канадского опыта федерализма представляется вам полезным и интересным для России?
– В России с 2003 года осуществляется реформирование организации местной власти. Президентом РФ Владимиром Путиным поставлена задача максимально приблизить органы местного самоуправления к гражданам.
Реформирование местной власти началось с формирования территорий двух уровней муниципальных единиц. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления” в редакции 2003 года впервые в истории страны учитывает особенности территориальной организации местной власти в регионах с малой плотностью сельского населения. В России к таким регионам относятся северные территории в Европейской части, большинство территорий Сибири и Дальнего Востока.
Наличие обширных малонаселенных северных территорий является особенностью как России, так и Канады. Для нас чрезвычайно важно было бы изучить и проанализировать современный опыт Канады в организации местной власти на таких территориях.
– Как по Вашей оценке продвигается сотрудничество Москвы и Оттавы в сфере борьбы с терроризмом?
– Подходы наших стран к противодействию терроризму достаточно близки, что определяет конструктивность и плодотворность нашего сотрудничества в данной сфере. Отрадно отметить, что строится оно не только в рамках ООН, “большой восьмерки” и антитеррористической коалиции, созданной после трагических событий 11 сентября 2001 года, но и непосредственно на двусторонней основе.
Свидетельством конструктивности нашего сотрудничества является то, что только за последние два года состоялся целый ряд встреч как на высшем уровне, так и на уровне специалистов по антитеррору. В октябре прошлого года лидерами наших стран принято совместное заявление о борьбе с терроризмом. Действует механизм двусторонних межведомственных консультаций по борьбе с терроризмом, очередной раунд которых прошел на днях в Москве. Осуществляется двустороннее взаимодействие и по другим направлениям, связанным с противодействием терроризму, а именно в сфере борьбы с организованной преступностью, незаконной миграцией, наркотрафиком и т.д.
Считаю, что потенциал нашего сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом значителен, и мы должны использовать его в интересах обеспечения безопасности граждан и народов наших стран.
– Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для того, чтобы побудить западное, в частности канадское, общественное мнение более взвешенно и объективно относиться к России, преодолевать сложившиеся о ней стереотипы?
– Мне кажется, что существование подобных стереотипов во многом обусловлено пережитками “холодной войны”. Хотя она осталась в прошлом, ее инерция оказалась достаточно сильной и, к сожалению, продолжает сказываться в наши дни.
Культивируемое на протяжении десятилетий негативное отношение к нашей стране в ряде случаев перешло уже на подсознательный уровень и существенно затрудняет объективное восприятие действительности. Только если раньше Запад пугали “красной угрозой”, то теперь в ход пошли другие клише. Вы спрашиваете, как с этим бороться? А надо ли вообще это делать? Ну не хотят некоторые видеть реальное положение вещей, ну пусть и остаются в плену собственных иллюзий и заблуждений, а мы будем иметь дело с реалистами, которые понимают действительное положение дел в России, видят перспективы ее развития.
Вот этим людям мы и будем помогать, объясняя им суть глубинных процессов, происходящих сегодня в российском обществе. Кстати, это и будет одной из важных задач визита нашей делегации в Канаду.
Источник: (ИА "Интерфакс".-28.11.2005, 16.33)