Сергей Миронов: Проект строительства нефтепровода из России в Китай открыт для заинтересованных компаний двух стран

19 сентября 2005

Председатель Совета Федерации РФ накануне своего официального визита в Пекин, который пройдет 23-26 сентября, в интервью агентству “Интерфакс-Китай” рассказывает о перспективах взаимодействия России и Китая в различных сферах.


– Какие вопросы Вы намерены обсуждать в ходе предстоящего визита в Китай и как Вы оцениваете уровень сотрудничества между нашими странами, в том числе межпарламентского?


– Между Россией и Китаем поддерживаются отношения стратегического партнерства. Они характеризуются высоким уровнем доверия и открытости, схожестью позиций и тесным взаимодействием в решении двусторонних и международных проблем.


Интенсивно развивается сотрудничество между парламентами наших стран. У руководителей парламентов сложилась хорошая практика регулярных встреч. Установившиеся межпарламентские контакты позволяют не только обмениваться опытом законодательной деятельности, но и содействовать созданию благоприятных условий для углубления и расширения между нашими странами всестороннего взаимодействия. vВ ходе нынешнего визита в Китай будет обсуждаться широкий круг проблем двустороннего сотрудничества, в том числе вопросы развития регионального и приграничного сотрудничества, углубления торгово-экономических связей, увеличения объемов взаимных инвестиций. Намерен пригласить высокую китайскую делегацию принять участие в работе Х Петербургского международного экономического форума. Он состоится в июне 2006 года, подготовку к нему мы уже начали.


В Пекине будут затронуты и актуальные международные проблемы, в первую очередь вопросы взаимодействия наших парламентов в борьбе с международным терроризмом как в рамках двустороннего сотрудничества, так и по линии международных парламентских организаций.


Планирую выступить на проводимой Советом Федерации и Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) в Даляне на российско-китайской конференции “Приграничное и межрегиональное сотрудничество между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой”, в ходе которой состоятся российско-китайский парламентский семинар и заседание российско-китайского делового совета. С председателем постоянного комитета ВСНП У Банго у нас есть договоренность проводить такого рода конференции с участием представителей деловых кругов России и КНР на регулярной основе.


– Удовлетворяют ли российскую сторону темпы развития торгово-экономического сотрудничества с Китаем и насколько перспективной Вам представляется идея создания совместной экономической зоны России и КНР?


– Российско-китайское экономическое сотрудничество развивается быстрыми темпами. Оборот двусторонней торговли утроился с 1999 года и в 2004 году достиг 21,2 миллиардов долларов. В нынешнем году он может составить 26-27 миллиардов долларов. В этом случае Китай может занять второе место в списке торговых партнеров России, а Россия удерживает свои позиции в первой десятке торговых партнеров Китая. Важно и впредь сохранить набранную динамику, уделяя возрастающее внимание совершенствованию качественных показателей взаимной торговли.


Обнадеживающие результаты достигнуты в инвестиционном взаимодействии. Хотя, откровенно говоря, эта сфера – новая для нашего сотрудничества. Сегодня можно констатировать, что мы, наконец, выходим из стадии отработки правовых и организационных механизмов. Об этом свидетельствуют результаты двух российско-китайских инвестиционных форумов, прошедших в Хабаровске (2004 год) и Санкт-Петербурге (2005 год). На них достигнуты договоренности о реализации совместных инвестиционных проектов на сумму более 2 млрд. долларов, включая такие значимые объекты, как строительство жилого комплекса в моем родном Санкт-Петербурге. Прорабатываются крупномасштабные проекты привлечения капиталов из КНР в строительство объектов транспортной инфраструктуры России, в российскую автомобильную промышленность. Есть и встречное движение капиталов. Ведущие российские компании, такие как “Евразхолдинг”, “Базовый элемент” и другие уже осуществили или прорабатывают проекты создания масштабных совместных предприятий в Китае.


Что касается идеи создания совместной экономической зоны, то отвечу так. Есть “золотое правило” – чем крупнее, масштабнее проект, тем более тщательного, всестороннего изучения он требует. О необходимости соблюдения этого правила свидетельствует и опыт российско-китайского делового взаимодействия. Думаю, что этот проект можно было бы обсудить на уровне экспертов сторон в ходе предстоящего в конце сентября 2005 года в Хабаровске Дальневосточного международного экономического конгресса.


– Заинтересована ли Россия в наращивании поставок энергоносителей в Китай, в том числе с задействованием Восточного трубопровода?


– Эта тема постоянно присутствует в нашем диалоге с китайскими партнерами. Укрепление взаимодействия в области энергетики имеет ключевое значение для дальнейшего повышения уровня российско-китайского торгово-экономического сотрудничества. Российские компании из года в год наращивают поставки в Китай углеводородного сырья, прежде всего, нефти. Сейчас они осуществляются по железной дороге. В 2004 году поставлено свыше 6 миллионов тонн. Поставки могут достичь 10 миллионов тонн в 2005 году и 15 миллионов тонн ежегодно, начиная с 2006 года. Прорабатываются проекты поставки в Китай природного газа из России – как по трубопроводам, так и в сжиженном виде.


В Плане действий по реализации положений Договора между Россией и Китаем о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который был утвержден главами государств России и Китая 14 октября 2004 года, поставлена задача “оказывать содействие осуществлению российско-китайских проектов в нефтегазовой сфере, включая проект строительства нефтепровода из России в Китай”. Так что для сотрудничества между заинтересованными компаниями наших двух стран дан “зеленый свет”.


– Как Вы оцениваете взаимодействие Москвы и Пекина на региональном уровне, в том числе в вопросах борьбы с терроризмом?


– В последнее время наряду с целым рядом других важных тем приоритетное место в повестке дня взаимодействия России и Китая стала занимать проблематика противодействия новым угрозам и вызовам. В первую очередь это борьба с терроризмом во всех его формах и проявлениях, вопросы укрепления соответствующей договорно-правовой базы.


Особую озабоченность вызывает ситуация в Центральной Азии. Обстановка в этом регионе по-прежнему в значительной мере зависит от того, как будет складываться процесс мирного урегулирования в Афганистане. Не спадает социальная напряженность в регионе. Во многом это происходит из-за низкого уровня жизни, массовой безработицы. Тревогу вызывает возможность использования социальных противоречий в целях дестабилизации обстановки действующими внутри региона исламскими экстремистами.


В этом контексте широкое сотрудничество между Россией и Китаем, как на политическом, так и на экономическом уровнях является одним из факторов, способных стабилизировать ситуацию. Обе страны в целом имеют единые позиции по проблемам региональной стабильности, о чем может свидетельствовать успешная деятельность Шанхайской организации сотрудничества.


Особое значение в России придают сотрудничеству с КНР в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом именно в рамках ШОС, и прежде всего по линии Региональной антитеррористической структуры (РАТС). Наши страны плотно координируют свои подходы как в отношении направлений антитеррористического сотрудничества государств-членов ШОС, так и по организационно-техническим аспектам функционирования РАТС, включая правовую базу ее деятельности.


– Будет ли реализована идея проведения конференции спикеров парламентов стран-членов ШОС, с которой Вы выступили на встрече в-июне сего года в Москве с Председателем КНР Ху Цзиньтао?


– Намереваюсь в ходе переговоров и встреч в Пекине со своими китайскими партнерами продолжить обсуждение вопроса о налаживании многосторонних парламентских связей между руководителями парламентов государств – участников ШОС.


Надо отметить, что в российском обществе сформировалось весьма позитивное отношение к ШОС как к организации, способной отстаивать стабильность и безопасность в регионе, активно участвовать в антитеррористической борьбе, развивать сотрудничество на торгово-экономическом, гуманитарном и других взаимовыгодных направлениях.


Как известно, организационный период в становлении этого молодого многостороннего объединения завершается, и ШОС приступает к развертыванию сотрудничества в практических областях. По моему твердому убеждению, пришло время придать этому сотрудничеству парламентское измерение, так как при подготовке многосторонних документов зачастую возникает, а дальше – все больше будет возникать необходимость в гармонизации национальных законодательств.


Что касается нашей идеи проведения конференции спикеров парламентов государств – участников ШОС, то мы намерены продолжить работу на этом направлении. В ШОС входят шесть государств, и прежде, чем эта идея претворится в жизнь, необходимо согласие парламентов всех государств, входящих в эту организацию.


Источник: (ИА "Интерфакс".-19.09.2005, 16:00)