Сергей Миронов: президент точно не пойдет на третий срок, и никакого референдума на эту тему не будет

3 ноября 2004

В последнее время в обществе активно обсуждается ряд вопросов, связанных с системой власти в стране, к которым относятся и новый порядок избрания губернатора, и возможность выдвижения Владимира Путина на третий президентский срок. Своим мнением по этим и некоторым другим острым вопросам с агентством “Интерфакс” поделился председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов.


Ваши законодательные инициативы о внесении поправок в законы касающиеся судебного сообщества вызвали резкую критику со стороны этого самого сообщества. Вас обвиняют в попытках лишить судей самостоятельности и независимости в принятии тех или иных решений, поговаривают, что ваши предложения согласованы с Кремлем и, тем самым, Вы пытаетесь встроить судебную систему в президентскую вертикаль власти.


Кремль тут ни причем. Независимость судей проявляется при принятии судьей решения. В этом все судьи независимы и принимают решения самостоятельно. Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) может внести свои предложения по кандидатуре судьи, либо может обратить внимание на нарушения кодекса судебной чести или закона и вынести порицание. ВККС не вмешивается в конкретное решение, которое принимает суд и, когда мне говорят, что идет вмешательство в судебную систему – категорически с этим не согласен. Такого нет и не будет. Мы говорим только о кадровом решении.


Не так давно были внесены поправки в закон и по-новому стали формировать высшую квалификационную коллегию судей в составе 29 членов. Впервые от СФ туда делегируется 10 членов – представителей от общественных организаций. Еще одного члена коллегии представляет глава государства, а остальные избираются съездом судей.


Мы же, в своем законопроекте, предлагаем сократить число членов ВККС с 29 до 21. При этом сократив число судей, увеличится количество представителей от общественности. Один представитель от президента РФ сохраняется.


Суть наших поправок в необходимости более принципиально подойти к формированию кадрового состава ВККС. И кто бы, чтобы там не говорил, мы свою позицию отстоим и закон примем .


Не видите ли вы в последних президентских инициативах по изменению системы власти в субъектах, угрозу федеративному демократическому устройству России ?


Нет, не вижу и не считаю, что это откат от принципов федерализма и демократии. Федерализм у нас будет всегда, по определению. Более того, его составляющая будет только усиливаться, так как, Россия – федеративное государство по многонациональному составу и по исторически сложившемуся делению регионов.


Никто не лишает людей возможности участия в выборах, поскольку они будут участвовать в избрании главы региона посредством своих депутатов.


И теперь этим людям в регионах следует более внимательно, пристальнее и принципиальнее подходить к избранию своих депутатов и избирать в парламент таких политиков, которые имеют гражданскую позицию и мужество в каких-то случаях сказать “нет”, а в каких-то по государственному быть разумными.


Много критики в регионах высказывается по президентским законопроектам об изменении системы избрания глав субъектов и роспуска региональных парламентов в случае, если дважды местные законодатели отклонят предложенную главой государства кандидатуру на пост главы субъекта. Каким с Вашей точки зрения будет окончательный вариант закона?


Мы обсуждали этот вопрос на Совете законодателей с участием глав законодательных органов всех регионов. Я считаю, что необходимо вставить в закон третий элемент. У нас в Конституции РФ прописан механизм урегулирования разногласий между органами госвласти РФ и органами госвласти субъектов – речь идет о согласительной процедуре, и я считаю необходимым включить аналогичный механизм в предложенный законопроект.


Президент вносит свою кандидатуру – законодатели ее отклоняют. Второй раз – та же история. Тогда президент вправе назначить исполняющего обязанности губернатора.


После двукратного отклонения Законодательным собранием кандидатуры президента, дается месяц на согласительные процедуры между президентской стороной и местными парламентариями. Пусть они садятся за стол и спокойно договариваются.


По истечении срока, отведенного на согласительные процедуры, или стороны договариваются, или депутаты должны понимать, что президент может распустить законодательный орган. Может быть, глава государства и не воспользуется этим правом и тогда назначенный губернатор с приставкой ” И.О.” может работать хоть пять лет, пока работает этот состав Законодательного собрания. Полномочий от этого у него меньше не станет.


Я буду инициировать внесение такой поправки ко второму чтению. Думаю, что Совет законодателей, куда входят главы всех 89 законодательных органов, поддержит меня в этом вопросе. Уверен, что эта поправка имеет все шансы быть принятой Госдумой.


После референдума в Белоруссии, некоторые в России не исключают нечто подобного – чтобы Президент Владимир Путин остался у власти и после 2008 года. Как Вы относитесь к возможности такого сценария?


Президент точно не пойдет на третий срок, и никакого референдума на эту тему не будет. И даже, если какие-то горячие головы это предложат, президент публично выступит против. Он юрист, он уважает Конституцию РФ, у него за плечами авторитетная юридическая питерская школа, которая основана на уважении к праву и к закону.


Хотя, должен сказать, на мое имя поступают обращения инициативных граждан, которые предлагают уже сегодня инициировать третий срок для действующего главы государства.


Я их могу понять, но принять нет и уверен, что Владимир Владимирович Путин не пойдет на третий срок в нарушении Конституции страны.


Ваше отношение к вопросу об укрупнении регионов, а также к возможности объединения в единый субъект национальных республик? К примеру, создание на основе слияния республик Северного Кавказа, Краснодарского и Ставропольского краев некоего подобия единого региона?


В этом вопросе надо отмерить не семь раз, а сто семь раз, прежде чем даже подумать об объединении вообще, а уж с национальными республиками, тем более.


Другое дело автономные округа. Хотя и здесь надо исходить из экономической целесообразности.


Партия “Единая Россия” претендует на влиятельную роль в политической жизни страны. Что можно сказать о возглавляемой Вами “Российской партии жизни”?


Мы претендуем на заметную роль в политической жизни и уже сегодня готовимся к парламентским выборам 2007 года. Думаю, что единороссы наберут на будущих выборах меньше, чем в 2003 году, хотя сохранят потенциал и будут крупной влиятельной фракцией. Не берусь утверждать, что эта фракция будет самой крупной в новом составе Думы.


У нас с “Единой Россией” общая задача в поддержке курса президента страны, и я рассчитываю, что коалиция из пропрезидентских фракций “Единой России” и “Российской партии жизни” будет значимой и будет иметь большинство.


Источник: ("Интерфакс" - 03.11.2004, 13:32)