20 марта 2006
84 руководителя региональных парламентов, члены Совета Федерации и Правительства России, отвечающие за реализацию национальных проектов, участвовали в прошедшем на днях в Совете Федерации заседании Совета законодателей.
В предыдущем номере газеты мы уже рассказали о ходе заседания, выступлениях на нем Президента Владимира Путина, первого вице-премьера Правительства Дмитрия Медведева, говоривших о том, что проблемы в местных законах тормозят национальные проекты. На этом же заседании Совета законодателей по вопросу “О докладе Совета Федерации “О состоянии законодательства в Российской Федерации” выступил Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Сегодня мы публикуем его выступление в изложении.
Вопрос о втором докладе Совета Федерации “О состоянии законодательства в Российской Федерации” не случайно поставлен в повестку заседания Совета законодателей, сказал руководитель верхней палаты парламента. Нетрудно видеть, насколько тесно тема совершенствования правового поля России связана с вопросами эффективной реализации национальных проектов.
Более того, считает Сергей Миронов, мы должны учитывать, что в прошедшем году Президент Владимир Путин предложил стране еще более широкую программу. Речь идет о переходе к долгосрочной государственной политике. Сформировать такую политику и тем более воплотить ее в жизнь невозможно без стратегического видения курса правового развития России.
Как представители законодательной ветви власти мы хорошо понимаем, каковы здесь наши роль и ответственность, говорит он. Для соответствия этой миссии нам еще очень многому предстоит научиться, освоить программно-целевое планирование законопроектной работы, методы решения масштабных межотраслевых задач и надежного прогнозирования соответствующих последствий. Все это требует и нового уровня взаимодействия с исполнительной властью на всех этапах законодательного регулирования – от замысла до реализации законов.
Ежегодный доклад Совета Федерации, содержащий итоги мониторинга правового пространства страны и задачи его развития, является одним из инструментов достижения обозначенных целей. Эта форма позволяет и законодателю, и правоприменителю наглядно увидеть объективное измерение результатов своей работы, полагает Сергей Миронов.
Такое понимание смысла и назначения доклада поддержал Президент России. В этом же убеждают многочисленные отзывы на первый доклад, содержащие как слова одобрения, так и конструктивную критику, но главное – конкретные предложения по улучшению законодательной и правоприменительной деятельности.
Представленный вниманию участников заседания Совета законодателей документ – это, по словам главы верхней палаты, результат большой совместной работы, заинтересованного и творческого сотрудничества государственных органов, представляющих все ветви и уровни власти, а также экспертного сообщества. Но, безусловно, основной движущей силой этой работы являются участники Совета законодателей.
В докладе сохранены основные критерии оценки законодательной -деятельности. Это прежде всего: полнота реализации приоритетов государственной политики, определенных Президентом России; гарантии соблюдения конституционных прав граждан; качество и действенность законодательства. Именно такая система координат востребована обществом и государством.
Устранен существенный пробел первого доклада, подчеркнул Сергей Миронов, и теперь значительное место уделено вопросам законодательства субъектов Российской Федерации. Почти полностью эта часть документа построена на материалах региональных органов законодательной власти. Обращает на себя внимание, что в них практически не упоминается вопрос приведения регионального законодательства в соответствие федеральным законам, который еще недавно стоял чрезвычайно остро. Это, конечно, не означает, что проблема системного единства правового поля России снята с повестки дня. Но ее решение переведено из антикризисного в принципиально иной режим – конструктивного сотрудничества, разрешения возникающих вопросов на ранних стадиях законотворчества.
Существенное место в докладе уделено оценке реального влияния на организацию законодательного регулирования выводов и рекомендаций, принятых Советом Федерации год назад. Результаты здесь неоднозначные.
С одной стороны, наметилась устойчивая тенденция своевременного формирования законодательной базы для реализации приоритетов государственной политики, определяемых главой государства. Так, в 2005 году были приняты все законы, проекты которых вносил Президент России в качестве приоритетных.
В ряде случаев удается также оперативно провести эти законы и проекты в жизнь, полностью сохранив при этом основной смысл задач, поставленных Президентом страны. Примеры тому есть и в сфере государственного строительства, и в области экономики, и в урегулировании комплекса сложных проблем во взаимоотношениях России со странами СНГ. В то же время, считает Сергей Миронов, законодатели научились проявлять мудрость и корректировать сроки тех преобразований, для которых не готова необходимая почва. Как, например, в случае муниципальной реформы.
Вместе с тем в предыдущем докладе содержалось немало правильных рекомендаций, позволяющих предупредить принятие откровенно неподготовленных решений или своевременно инициировать реакцию законодателя на актуальные проблемы в общественных отношениях. Такие, например, как разумная реформа ЖКХ. Справедливо был также сделан вывод о том, что большинство проблем порождается недостаточно продуманной организацией всего процесса законодательного регулирования. Однако принципиальных сдвигов в нужном направлении пока не произошло.
В целях исправления такого положения в представленный законодателям документ включены подготовленные по инициативе Совета Федерации концепции трех важных законов. Они направлены на регламентацию системы нормативных правовых актов и совершенствование законодательного процесса, а также взаимодействие палат Федерального Собрания между собой и с другими органами федеральной и региональной государственной власти. В целом ряде регионов есть опыт решения подобных задач, заметил Сергей Миронов. Поэтому предложения участников заседания Совета законодателей по его использованию на федеральном уровне будут с благодарностью восприняты. Но этого, по его словам, сегодня уже недостаточно. Жизнь постоянно ставит новые, все более сложные задачи, требующие межотраслевого подхода. Что хорошо видно на примере национальных проектов.
В докладе Совета Федерации значительное место уделено анализу законодательного обеспечения таких системных задач, как разрешение демографического кризиса, развитие районов Крайнего Севера, проблемы молодежной политики. На этой основе сделан вывод о том, что для решения межотраслевых общенациональных проблем необходим системный, целостный подход к правовому регулированию. Тогда и качество правового обеспечения государственной политики существенно повысится.
Принятие неотложных и исчерпывающих мер по приведению законотворческой деятельности в соответствие современным требованиям стало одной из важнейших задач государственной политики.
Сергей Миронов подчеркнул, что подготовка следующего доклада уже началась. В специальном Постановлении Совета Федерации, сказал он, мы предложили членам палаты по согласованию с руководителями органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации организовать в регионах детальное обсуждение настоящего доклада с учетом результатов мониторинга состояния законодательства и результатов правоприменения, который все больше входит в повседневную практику.
Глава палаты считает, что наряду с ежегодным докладом Совета Федерации было бы целесообразно готовить подобные доклады органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. По его мнению, в совокупности они могут стать эффективной формой координации и консолидации законодательной и правоприменительной деятельности органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что особенно важно для успешной реализации приоритетных национальных проектов.
Роль законодательных и представительных органов власти в реализации масштабных национальных проектов заключается прежде всего в их законодательном обеспечении, а также в организации парламентского контроля. Законодательное обеспечение национальных проектов должно представлять собой программы законодательной деятельности на ближайшее время как на федеральном, так и региональном уровнях. Необходимо сделать так, чтобы принимаемые законодательные акты корреспондировались с законодательным обеспечением хода проводимых в стране реформ, прежде всего с разграничением предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти. В них нужно заложить механизмы исполнения, контроля и ответственности, сказал Председатель Совета Федерации.
Сергей Миронов уверен, что законодательной ветви власти вполне по силам выйти на уровень тех перспективных задач, которые поставлены перед ней главой государства.
Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-20.03.2006.-№038.-с.1,2)