Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации: Реформируя экономику, нельзя забывать о людях

13 мая 2005

На последнем пленарном заседании Совет Федерации рассмотрел предложения палаты по реализации положений ежегодного Послания Президента России Федеральному Собранию. С докладом по этому вопросу выступил Председатель СФ Сергей Миронов.


– Сегодня мы включили в повестку дня чрезвычайно важный вопрос. Речь идет о политическом курсе и фундаментальных принципах развития страны, определенных Президентом Российской Федерации на долгосрочную перспективу, а также о приоритетах и программе конкретных действий палаты по реализации этого курса в соответствии с конституционным статусом Совета Федерации, – отметил Сергей Миронов. – Комитеты и комиссии палаты подготовили свои предложения для формирования такой программы и принятия постановления Совета Федерации по данному вопросу.


В своем выступлении глава Совета Федерации прежде всего остановился на нескольких принципиально важных аспектах.


– Мы должны четко понимать, что Конституция Российской Федерации однозначно определила главные источники государственной политики в ее стратегическом измерении. Это законы и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, – заметил Сергей Миронов. – Цитирую: “Статья 80, часть 3: “Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства”. Статья 84, пункт “е”: Президент Российской Федерации обращается к Федеральному Собранию с ежегодными Посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.


При этом глава государства обращается через Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации – ко всему многонациональному российскому народу, ко всем территориальным сообществам России.


У каждого органа государственной власти есть право на участие в конкретизации политики государства, формировании ее тактических задач, есть свои инструменты по ее реализации. Нет только одного права – права ревизовать конечные цели, базовые принципы и приоритеты государственной политики.


Поэтому совершенно недопустимы ситуации, которые мы констатировали в нашем Докладе о состоянии законодательства в Российской Федерации. Ситуации, когда результаты конкретных действий по реализации той или иной реформы, обоснованные (если не сказать “прикрытые”) ссылкой на приоритеты государственной политики, оказываются прямо противоположными тем конечным целям и базовым ориентирам, которые ставил в своих Посланиях Президент страны.


Послание Президента Российской Федерации 2005 года имеет особое, поистине историческое значение. В нем глава государства:


дает краткую, но емкую оценку условий, направленности и результатов государственной политики, проводимой в течение всего новейшего периода российской истории;


закрывает предыдущую страницу политики стабилизации и открывает новый этап – политики, устремленной в будущее, но сохраняющей вместе с тем преемственность стратегических ориентиров и целей развития страны;


утверждает фундаментальные принципы государственной политики развития страны на долгосрочную перспективу. Прежде всего это приверженность конституционным ценностям и международным стандартам демократии, прав и свобод человека при суверенном праве России на самостоятельный выбор темпов, приоритетов и методов построения и развития демократического, свободного и справедливого общества и государства;


подтверждает сформулированные ранее конечные цели политики и, соответственно, критерии оценки результатов ее проведения. Это эффективное государство, устойчивый экономический рост и конкурентоспособность, социальное благополучие, достойное место России в мировом сообществе и ее равноправное участие в решении актуальных мировых проблем.


Мы должны также учитывать политическую значимость текущего момента – мы будем подводить итоги реализации обсуждаемого Послания Президента Российской Федерации за два года до завершения восьмилетнего политического цикла в жизни страны. И достигнутые результаты будут во многом определять то состояние России, в котором она войдет в будущее…


При этом Председатель Совета Федерации напомнил, что работа по реализации основных направлений государственной политики тесно связана и с работой над Докладом Совета Федерации о состоянии законодательства в стране. И заметил, что “выводы нашего первого Доклада во многом созвучны положениям обсуждаемого Послания”.


– Достаточно сказать лишь о таком принципиальном предложении Совета Федерации, как необходимость перехода от исчерпавшей себя политики фрагментарных преобразований и антикризисного управления к формированию долгосрочной целе- и ценностно ориентированной стратегии развития страны. То есть стратегии, учитывающей в должной степени базовые ценности российского общества, направленной на повседневное укрепление гарантий защиты конституционных прав и свобод граждан, – заметил Сергей Миронов. – Но главное даже не в этом. Работа над Докладом позволяет нам выявить слабые места в механизмах реализации государственной политики, критические точки в состоянии законодательства – главного инструмента власти в конституционном государстве. И не только выявить, но и определить конкретные способы решения этих проблем. Это означает, что мы должны увязывать в единый комплекс задачи реализации как положений Послания Президента России Федеральному Собранию, так и выводов первого Доклада Совета Федерации, а также задачи подготовки следующего Доклада палаты о состоянии законодательства в Российской Федерации.


Послание Президента Российской Федерации – это политический документ, охватывающий все сферы жизнедеятельности общества и государства и весь спектр проблемных вопросов. Реализация программных установок государственной политики – это совместное дело всех органов публичной власти – от федеральных до местных. Вместе с тем каждый государственный орган должен следовать конституционным принципам разделения властей, действовать строго в рамках своей компетенции.


Поэтому, определяя приоритетные направления усилий Совета Федерации по реализации положений государственной политики, мы должны исходить не только из значимости тех или иных задач, поставленных главой государства, но и строго соотносить их с конституционными вопросами ведения и полномочиями Совета Федерации.


Мы знаем, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы ведения Совета Федерации ориентированы прежде всего на региональные аспекты общенациональной политики. Кроме того, Совет Федерации разделяет с Президентом Российской Федерации ответственность за состояние дел в таких важнейших сферах, как национальная безопасность и обороноспособность страны, соблюдение режима конституционной и общей законности, укрепление федеративных и национальных отношений, а также единства экономического пространства, равенства прав и свобод граждан на всей территории России…


Этот перечень может быть продолжен. Но сейчас более важно отметить, что для выполнения своей высокой миссии Совет Федерации наделен достаточно сильными полномочиями и в кадровой политике, и в области контроля за деятельностью исполнительной власти, и, главное, в сфере законодательной деятельности…


В этой связи Председатель Совета Федерации выделил несколько основных приоритетов формируемой палатой программы.


В сфере государственного строительства:


укрепление Федерации, в том числе объединение субъектов Российской Федерации, завершение разграничения полномочий между всеми уровнями публичной власти, совершенствование порядка формирования региональных органов государственной власти;


повышение эффективности государственного аппарата, особенно в правоохранительной и судебной системе, и исключение коррупционных факторов в его работе; в центре нашего внимания должны быть оценка результатов административной реформы, анализ и совершенствование законодательства о государственной службе и, что не менее важно, о статусе должностных лиц;


развитие институтов гражданского общества и общественного контроля за деятельностью государственных органов, в первую очередь – в регионах России;


совершенствование инструментов парламентского контроля, в том числе парламентских расследований.


В финансово-экономической и социальной сферах нашими приоритетами должны быть прежде всего вопросы:


развития межбюджетных отношений; полагаю, что пришла пора ставить перед Правительством Российской Федерации вопрос о рассмотрении не только федерального бюджета, но и о тщательном анализе состояния консолидированного бюджета Российской Федерации;


результатов и методов реформирования социальной сферы, обеспечения равенства социальной защиты граждан независимо от места их проживания;


обеспечения экономической эффективности и соблюдения условий национальной безопасности при привлечении инвестиций, смене форм собственности, легализации капиталов;


государственной поддержки социально-экономического развития в проблемных и стратегически важных регионах страны, в том числе таких, как Юг и Дальний Восток России, Калининградская область.


– И, конечно, Совет Федерации должен принимать самое активное участие в решении всех задач по развитию внешнеполитических и внешнеэкономических связей Российской Федерации, – подчеркнул Сергей Миронов. – Кроме того, Совет Федерации в силу своей конституционной роли должен рассматривать все проходящие через парламент законы с точки зрения качества формируемого законодательства, соответствия принимаемых законов конституционным ценностям и целевым установкам государственной политики, соблюдения всех необходимых условий для введения их в действие и эффективного применения.


Также Сергей Миронов особо обратил внимание коллег на то, что “новые задачи требуют принципиально иного уровня и развития методической базы и экспертного обеспечения принимаемых нами решений, и здесь тоже широкое поле для приложения наших усилий”.


– Полагаю, что с учетом вышесказанного программа Совета Федерации должна быть максимально конкретной, – определил задачу законодателей глава Совета Федерации.- По каждому тематическому приоритету нам следует определить действия Совета Федерации в следующих направлениях:


по подготовке и реализации законодательных инициатив Совета Федерации;


по формированию критериев оценки приоритетных законов и выработке позиции Совета Федерации при их рассмотрении на заседании палаты;


по контролю за подготовкой необходимых условий для введения законов в действие;


по мониторингу правоприменительной практики и эффективности действия принятых законов.


Полагаю, что наше сегодняшнее обсуждение и последующая доработка программы и постановления Совета Федерации позволят нам принять эти документы в виде, соответствующем значению обсуждаемого Послания Президента Российской Федерации, конституционной роли Совета Федерации, а также объективным потребностям страны и общественным ожиданиям.


После обсуждения проект соответствующего постановления был принят за основу.


Геннадий Сергеев

>


Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-13.05.2005.-№083.-с.1,2)