Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации: "Основное право - это право на жизнь"

7 октября 2004

Обращение к российской общественности в связи с политическими инициативами Президента России В.В.Путина


В полном соответствии со своим конституционным правом Президент России Владимир Путин предложил ряд мер по защите суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности.


Эти предложения, направленные на усиление взаимодействия всех ветвей власти, реализацию демократического потенциала нашего общества, вызвали широкий резонанс.


В рамках развернувшейся общественной дискуссии считаю необходимым четко обозначить свою позицию по отношению к политическим инициативам Президента. Прежде всего считаю, что они направлены на укрепление единства страны и являются стратегически обоснованными и тактически выверенными.


Первое. Новый порядок избрания глав субъектов Федерации повысит эффективность государственного управления, создаст механизм реальной ответственности высших должностных лиц регионов как перед Президентом страны, так и перед населением.


Особо отмечу, что вопреки эмоциональным критическим возгласам речь вовсе не идет о назначении президентских ставленников на местах. Напротив, в случае избрания главы субъекта Федерации региональным парламентом граждане России будут участвовать в данном процессе через своих демократически избранных представителей – депутатов законодательных собраний. Более того, они получают реальную возможность обращаться к Президенту России с рекомендацией выдвинуть ту или иную кандидатуру, а также к своему депутату с наказом по ее избранию.


Как Председатель Совета Федерации с удовлетворением отмечу, что новый порядок выборов приведёт к усилению политического влияния законодательных собраний субъектов Федерации, развитию парламентской демократии на местах.


Избрание высшего должностного лица решением регионального парламента обеспечивает постоянство контроля за его деятельностью со стороны депутатов.


Считаю, что этот контроль будет наиболее действенным, если в основу оценки деятельности губернаторов положить простые и понятные критерии улучшения качества жизни людей. К ним относятся прежде всего продолжительность жизни, уровень рождаемости, социальной защиты, трудовой занятости и ряд других показателей.


В развитие предложения Президента России считаю, что в дальнейшем необходимо будет установить норму, согласно которой главы закрытых административно-территориальных образований, а также главы муниципальных районов и городских округов с населением свыше 100 тыс. человек избираются представительным органом местного самоуправления на основании представления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.


Второе. Пропорциональная система формирования Государственной Думы призвана придать импульс развития институтам гражданского общества и способствовать формированию полноценных политических партий в стране.


Не секрет, что “черный рынок” политтехнологий, подпитываемый теневой экономикой, порой девальвирует демократическую процедуру свободного волеизъявления граждан.


Пропорциональная система выборов позволит снизить роль административного ресурса на местах и выведет парламентские выборы из сферы борьбы корпоративных интересов отдельных финансово-промышленных групп на уровень реальной публичной политики, послужит преградой проникновению криминальных элементов во власть.


Вместе с тем в ходе рассмотрения и законодательного закрепления этой новой системы выборов, на мой взгляд, нужно сохранить в какой-то части элементы мажоритарной системы.


В переходный период становления полноценной партийно-политической системы стоит предусмотреть механизмы, обеспечивающие возможность самовыдвижения граждан в качестве кандидатов в депутаты. Количество таких депутатов может быть невелико. Есть яркие, известные народу парламентарии, не примкнувшие ни к одной партии, и их политическим авторитетом не следует пренебрегать.


Третье. Весьма плодотворна идея Президента о формировании Общественной палаты. В Совет Федерации поступают многочисленные предложения о возможном формате и принципах ее деятельности. Ясно одно: Общественная палата – это дополнительная возможность гражданского контроля над государственной властью, канал прямой и обратной связи между властью и обществом.


В ее функции могут входить всесторонняя общественная оценка предлагаемых проектов социально-экономического развития страны, гражданская экспертиза важнейших законопроектов.


Важно реализовать замысел Президента так, чтобы палата стала новым институтом общественного влияния, открытым для гражданских инициатив.


Принципы формирования этого института гражданского общества должны исключать саму возможность его обюрокрачивания.


Возможно, именно Общественная палата станет учредителем действительно общественного российского телевидения и соответствующего печатного органа. Это крайне важно для обеспечения влиятельности Общественной палаты и гласности в её деятельности.


Возвращаясь к предложениям о новом порядке избрания глав регионов, можно предложить идею участия общественных палат на уровне субъектов Федерации в подборе кандидатов на эту должность.


Сегодня, на мой взгляд, среди ценностей демократического общества приоритетной является ценность прав и свобод человека и гражданина. С учетом угроз, с которыми сталкивается Россия, основным правом является право на жизнь, право на достойную жизнь, право на мирную жизнь. Можно сказать, что в сложившейся ситуации самой демократичной является деятельность всех органов власти и всех должностных лиц, направленная на обеспечение этого права. Именно с этих позиций и следует рассматривать политические инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина.




Источник: "Парламентская газета", №1559(928), 07 октября 2004 года