Сергей Миронов: "Площадка для диалога"

9 мая 2007

На вопросы газеты “Щит и меч” отвечает председатель Совета Федерации
России Сергей Миронов.


– Сергей Михайлович, недавно на заседании верхней палаты парламента
сами сенаторы посетовали, что авторитет Совета Федерации в обществе оставляет
желать лучшего. А радикальный Владимир Жириновский в телевизионном эфире вообще
предложил упразднить руководимый вами орган власти. Какова, на ваш взгляд,
реальная роль Совета в жизни страны? Какое влияние он оказывает на укрепление
экономики, обороноспособности, других сфер деятельности
государства?


– По поводу заявления Владимира Вольфовича. Многое в высказываниях отдельных
политиков диктуется конъюнктурой текущих событий. Его предложение упразднить
Совет Федерации не оригинально. Подобное уже звучало и в эфире, и с различных
трибун. Жириновский – не особое российское явление. Такие персонажи есть
практически в каждом парламенте.


Если серьезно, то проблема определенного снижения авторитета или доверия
граждан к законодательной ветви власти, по сравнению с исполнительной, явление
объективное и связано с тем, что власть становится все более технократичной. На
первый план выходят исполнители, а не законодатели. И это общемировая
тенденция.


Социологи утверждают, что Совет Федерации недостаточно известен в обществе.
Но это не означает, что он не нужен гражданам и обществу.Совет Федерации
является стабилизирующим элементом в системе органов государственной власти в
стране. Именно так была задумана эта палата парламента – как непартийное
представительство регионов. Совет Федерации по Конституции РФ никогда не может
быть распущен, его полномочия не прерываются ни на минуту. Это особенно важно в
период избирательных кампаний, когда Государственная Дума с осени практически
прекращает свою работу.


Совет Федерации не зря называют палатой регионов. Сегодня его основная задача
– находить баланс интересов субъектов и федерального центра. Член Совета
Федерации должен защищать, в хорошем смысле слова лоббировать интересы своего
региона, а в своем регионе он должен быть проводником общефедеральной политики,
способствовать реализации на практике государственной политики.


Палата принимает участие в законодательном обеспечении всех реформ, которые
идут в государстве. Палата выступает в качестве площадки осуществления диалога
власти и граждан, общественных объединений, бизнес-сообщества.


Обеспечение стабильности в стране через согласование интересов
общегосударственных и интересов регионов и реализация стратегии правового
развития России – вот главные составляющие миссии Совета Федерации.


– Тем не менее у простых граждан складывается мнение, что Совет
Федерации – некая цензурная структура, обязанная утвердить или отклонить
правовые акты, разработанные и прошедшие обсуждение в Государственной Думе. В
стенах самого сената и по его инициативе законопроектов рождается, честно
говоря, немного. Чем вызвана подобная позиция или дело обстоит вовсе не
так?


– Совет Федерации наделен Конституцией Российской Федерации полномочиями
одобрять или отклонять федеральные законы. Такова функция верхних палат
парламентов многих зарубежных стран. Но эта функция, конечно, не цензорская.
Палата – активный участник законотворческого процесса.


Начиная с 2002 года члены Совета Федерации исполняют свои полномочия на
освобожденной основе. Именно такой порядок формирования палаты позволяет Совету
Федерации эффективно участвовать в рассмотрении законопроектов в Государственной
Думе на ранних стадиях. Поэтому многие предложения, касающиеся содержания
законов, нам удается реализовывать в процедурах первого и второго чтения в
Государственной Думе. Причем Совет Федерации как палата, представляющая интересы
регионов в законодательном процессе, в большей степени обращает внимание на
соблюдение баланса интересов федерального центра и субъектов Федерации.


Те же предложения, которые мы считаем принципиально значимыми, но которые нам
не удается согласовать с Государственной Думой, Совет Федерации оформляет в виде
законодательных инициатив. Членами Совета Федерации и палатой в Государственную
Думу вносится около 5 процентов от общего числа законопроектов, направляемых
всеми субъектами права законодательной инициативы. Но численные характеристики
не всегда объективно позволяют оценить роль палаты в законотворческой
деятельности парламента.


Необходимо учитывать не только число законодательных инициатив, но и их
содержание, а также совместное внесение законопроектов различными субъектами
права законодательной инициативы, сроки прохождения законопроектов в Федеральном
Собрании, актуальность законопроекта, масштабы решаемых задач и многое, многое
другое. Развернутый анализ законодательной деятельности, в том числе и в части
внесения законодательных инициатив, представлен в ежегодных докладах Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации “О состоянии
законодательства в Российской Федерации”.


– Поскольку состав Совета Федерации формируется из представителей
регионов, возглавляемая вами палата по определению ближе стоит к проблемам
субъектов государства, нежели другие органы власти. Через сенаторов,
соответственно, и влияние на положение дел на местах у нее немалое. Как, по
вашему мнению, в регионах сегодня решаются вопросы охраны правопорядка и борьбы
с преступностью, в чем основные причины промахов и просчетов в этой области,
которые все еще имеют место? Какова роль членов Совета в данной
работе?


– Состояние преступности в Российской Федерации по-прежнему остается весьма
тревожным. Генеральный прокурор Юрий Чайка в своем ежегодном докладе перед
сенаторами в апреле текущего года отметил рост преступлений на 8,5 процента (то
есть на 323 тысячи) в прошлом году по сравнению с 2005 годом. Все более
ухищренными становятся сами преступления, особенно в экономической сфере.
Требуют самого пристального внимания проблемы межэтнических отношений.
Обозначились и регионы-лидеры по росту преступности – Приморский, Краснодарский
края, Пензенская область.


В полной мере причины и просчеты в области правоохранительной деятельности
продемонстрировали известные события 2006 года в Кондопоге. В них отразился весь
комплекс нерешенных проблем. Это и пугающее своей традиционностью бездействие
правоохранительных органов, и беспомощность местных и региональных властей,
коррупция, неконтролируемая и нерегулируемая никем миграция.


Следует признать, что в стране еще не сложилось завершенной системы
социальной профилактики правонарушений. Не сформулированы законодателем и
основные принципы привлечения институтов гражданского общества к противодействию
преступности. Все сильнее проявляется недостаток полномочий у правоохранительных
органов. Откровенно слабы органы милиции общественной безопасности. Большую
проблему представляет отсутствие криминологической экспертизы при разработке
законодательства субъектов Российской Федерации.


В связи с этим актуальной остается деятельность, направленная на
совершенствование российского законодательства в сфере профилактики и
противодействия преступности, укрепления общественной безопасности, безопасности
личности. И Совет Федерации со своей стороны прилагает здесь серьезные
усилия.


Начну с того, что у нас каждый день есть полная информация обо всем, что
происходит на территории России. Это позволяет выявлять на ранней стадии и
предупреждать негативные тенденции, своевременно и адресно реагировать на те или
иные проблемы.


Члены Совета Федерации лично выезжают в регионы и выясняют причины тех или
иных событий и происшествий, тесно взаимодействуют с государственными органами,
как в центре, так и на местах. Комитеты Совета Федерации по правовым и судебным
вопросам, по обороне и безопасности проводят выездные заседания по проблемам
обеспечения законности и правопорядка в федеральных округах. Весной прошлого
года при Совете Федерации была сформирована Объединенная комиссия по проблемам
национальной политики и межконфессиональным отношениям. Палата в январе 2007
года приняла решение о продлении полномочий Временной комиссии по анализу
ситуации на Северном Кавказе. Она оказывает конкретную помощь органам
государственной власти северокавказских республик в разработке практических мер
по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Особую роль играют парламентские
расследования. Во многих субъектах Российской Федерации приняты и реализуются
целевые программы борьбы с преступностью на их территории.


Уверен, в основе успешного решения проблем обеспечения правопорядка и борьбы
с преступностью лежит прежде всего развитие правосознания широких слоев
населения, которое во многом зависит от качества самого законодательства. А
именно на обеспечение качества законодательства и направлена вся деятельность
Совета Федерации.


– В последнее время верхняя палата Федерального Собрания стала больше
внимания уделять вопросам обеспечения безопасности, деятельности
правоохранительных органов. Собственно, это не случайно, если учесть, что целый
ряд сенаторов в недавнем прошлом – высшие офицеры и генералы МВД России.
Например, одно из первых парламентских слушаний было посвящено проблеме
молодежного экстремизма, надо сказать, высказанные в их ходе предложения были
весьма актуальными и деловыми. Какие еще вопросы из этой сферы жизни общества
намечено обсудить в перспективе?


– Обеспечение безопасности и функционирование правоохранительной системы
являются одними из приоритетных направлений в деятельности Совета Федерации. В
последнее время наибольшую остроту приобрела проблема обеспечения безопасности
дорожного движения. Советом Федерации проводится серьезная работа по
рассмотрению существующих законодательных инициатив и выработке собственных
предложений, направленных на нормализацию ситуации на дорогах.


В конце апреля состоялось заседание рабочей группы по разработке проекта
федерального закона “О дорожном движении”. Предполагается, что члены Совета
Федерации примут участие в работе Международного конгресса “Безопасность на
дорогах ради безопасности жизни” в Санкт-Петербурге.


В соответствии с Планом основных мероприятий и мониторинга правового
пространства и правоприменительной практики Совета Федерации в ближайшее время
запланировано проведение парламентских слушаний по проектам федеральных законов
“О Совете безопасности Российской Федерации” и “О безопасности”. Используя свое
право законодательной инициативы, Совет Федерации уже в эту весеннюю сессию
намерен внести на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов:
“О государственном контроле (надзоре) в сфере обеспечения безопасности полетов
авиации в Российской Федерации”, “О внесении изменения в ст. 18 Федерального
закона “О Федеральной службе безопасности”. Кроме того, рабочей группой Комитета
по обороне и безопасности Совета Федерации совместно с представителями МВД
России разрабатываются законопроекты: “О внесении изменений в Федеральный закон
“О рекламе”, “О внесении изменений в Федеральный закон “Об оперативно-розыскной
деятельности”.


Уверен, что такое тесное взаимодействие Совета Федерации с Министерством
внутренних дел России и другими правоохранительными органами будет
способствовать выработке своевременных эффективных предложений и законодательных
инициатив по обеспечению безопасности России и ее граждан.


– Вы – один из высших руководителей страны, и хотя непосредственно с
деятельностью органов внутренних дел не связаны, по всей видимости, владеете
ситуацией, сложившейся в системе МВД России, знаете о процессах, осуществляемых
в милицейских структурах. Какова ваша оценка эффективности работы по
реформированию правоохранительного ведомства, какие направления вы посоветовали
бы выделить в качестве приоритетных?


– В настоящее время основная фаза реформирования МВД России закончена.
Президентом России были изданы важные правовые акты, касающиеся структуры и
организации деятельности всей правоохранительной системы Российской Федерации.
Преобразования коснулись оптимизации и структуры центрального аппарата МВД
России, и управлений органов внутренних дел в субъектах Российской
Федерации.


Благодаря принятию Федерального закона “О противодействии терроризму” и
созданию Национального антитеррористического комитета разграничены полномочия
между федеральными и региональными правоохранительными органами и органами
безопасности, создана более эффективная государственная антитеррористическая
система. Это позволило не только снизить уровень террористической угрозы в нашей
стране, но и заняться профилактическими мерами. Самое главное в прошедшей
реформе – это ее комплексность, системность.


Совет Федерации со своей стороны принял непосредственное участие в разработке
законодательных предложений по улучшению социального положения сотрудников
правоохранительных органов. Ежегодная индексация их денежного довольствия
благоприятно повлияла на ситуацию в органах внутренних дел.


Проведенная реформа способствовала повышению персональной ответственности
руководителей и сотрудников любого уровня за свою работу. Это положительно
сказалось на снижении темпов роста преступности в стране с 23 процентов в 2005
году до 8,5 процента в 2006 году. Снизились показатели тяжких и особо тяжких
преступлений.


Важной составляющей проводимой реформы явилось образование в структуре
министерства нового федерального органа – Федеральной миграционной службы России
(ФМС России), а также ее территориальных подразделений. Это способствовало
упорядочению государственной миграционной политики.


В настоящее время активно обсуждается вопрос о выделении ФМС из МВД России и
о наделении ее полномочиями самостоятельного органа со статусом федерального
министерства.Учитывая сложность и многоплановость миграционных процессов, такой
подход представляется вполне рациональным. Тем не менее пока в России
преобладает нелегальная миграция, доминирующее участие ФМС России в сугубо
правоохранительной работе вполне оправдано. При стабилизации миграционных
процессов в нашей стране можно вернуться к вопросу преобразования ФМС России в
самостоятельный федеральный орган исполнительной власти.


Что же касается приоритетных направлений деятельности главного
правоохранительного ведомства страны, то, по моему мнению, ими могли бы
стать:
– борьба с коррупцией в органах внутренних дел, усиление общественного
и парламентского контроля за их работой;
– бескомпромиссная борьба с
наркоторговцами и пресечение наркотрафиков через нашу страну;

взаимодействие с международными и зарубежными правоохранительными органами для
совместной работы по противодействию международному терроризму,
транснациональной преступности, нелегальной миграции и Другим вызовам и угрозам
безопасности;
– улучшение материально-технической базы МВД России, повышение
социального статуса каждого сотрудника;
– подготовка квалифицированных кадров
для МВД России, развитие ведомственной образовательной системы и ее качества,
повышение профессионализма сотрудников.


Источник: ("Щит и меч" (Москва).-09.05.2007.-№17.-с.1,3)