Сергей Миронов: "Настало время менять отношение к культуре"

29 сентября 2006


Верхняя палата российского парламента намерена инициировать еще один национальный проект – “Культура России”. О том, для чего нужен этот проект и в каких направлениях он будет реализовываться, рассказал корреспонденту “Известий” Сергею Ветрову спикер Совета Федерации, председатель Российской партии ЖИЗНИ Сергей Миронов.



– Зачем нужен национальный проект “Культура России”? Ведь вопросы развития культуры в любом случае финансируются из бюджета.


– Национальный проект – это принципиально иной уровень, чем обычное бюджетное финансирование, это – постановка вопроса в ранг самых приоритетных для страны, системное изменение отношения государства к культуре. Сейчас мы видим реальную опасность утраты национальных и общечеловеческих культурных ценностей, и это диктует необходимость неотложных мер по спасению национального культурного достояния. Национальный проект спасения культуры и сохранения культурно-исторического наследия России должен явиться фундаментальным в становлении совершенно новых государственных и общественных отношений в области культуры.


– Что является основным направлением в данном проекте?


– В первую очередь мы должны обращать внимание на те сферы, которые находятся в наиболее тяжелом положении. В частности сельские библиотеки. Когда-то они были главными очагами культуры на селе, а сейчас почти повсеместно закрываются, из нескольких остается одна – где-то в районном центре, до которого еще и добираться надо. Те библиотеки, что еще держатся, уже полтора десятилетия почти не получают новых книг, не имеют возможности выписывать центральные газеты и журналы. Люди стали меньше читать – согласно недавним исследованиям до 40 процентов взрослых россиян не читают книг, а почти половина их вообще не покупают. Только 20 процентов жителей нашей страны регулярно читают газеты и журналы. В стране за последние годы закрылось более половины книжных магазинов, во многих малых городах и селах они исчезли вообще. Если 10-15 лет назад библиотеками пользовалось около половины населения, то сейчас туда ходят в основном школьники и студенты!


– Развитие культуры на селе в такой стране, как Россия, стоит, наверное, фантастических денег?


– Наоборот, в некоторых случаях мы видим, что оно окупается. Ведь именно в селах и деревнях еще сохраняются наши исконные народные традиции, народные промыслы, и это огромное поле для развития туризма. Более того, в ряде районов туризм вообще может оказаться единственным направлением, которое поможет поднять местную экономику. Мне вспоминается крошечный городок Мышкин на берегу Волги. Здесь практически на каждого жителя приходится по музею. Как грибы открываются частные музеи, готовые принимать экскурсантов хоть ночью. Теперь необходимо создать информационно-ознакомительную систему для мест, обладающих большим историко-культурным и природным потенциалом. Так мы сможем образовать “культурный каркас” России, сохранить культурную идентичность наших народов. Я думаю, после образования единого культурного пространства вопрос определения нашей национальной идеи решится сам собой.


– Что, кроме сельских библиотек, относится к числу наиболее острых проблем современной культуры?


– Детские театры. Сегодня только 20 процентов российских городов с населением свыше ста тысяч человек имеют собственные театры, и только в шести из них действуют театры всех видов – драмы, комедии, детские, оперы и балета. Из 579 театров России только 62 – ТЮЗы. Из 21 республики в 16 ТЮЗов нет вообще. Кроме того, драматические театры с начала 90-х годов по экономическим соображениям практически исключили из своих репертуаров детские и юношеские постановки. Многие ТЮЗы, не получая необходимой государственной поддержки, переориентировали свой репертуар на взрослую аудиторию. Не секрет, что детский театр как культурный феномен возник в Советском Союзе и только затем получил распространение в мире. Но сегодня он утратил в России свои позиции, превратился из театра-наставника, выполняющего не только культурную, но воспитательную и образовательную функции, в “эстетическую забегаловку”. А ведь старшие поколения помнят, например, что визит целым классом в ТЮЗ на хороший спектакль был настоящим событием и всегда открывал для детской души что-то новое.


– Наверное, ни одно из этих направлений не может быть реализовано, если на прежнем уровне останутся зарплаты работников культуры?


– Я согласен, что зарплата работников сферы культуры остается позорно низкой. Сейчас правительство как-то пытается решить эту проблему – в частности, готовится нормативно-правовой акт “О системе оплаты труда работников федеральных государственных учреждений культуры и искусства”. Еще один острый вопрос, кстати, – социальное положение членов творческих союзов. Он должен решаться так же, как и во многих странах мира, – за членство в творческом союзе следует начислять трудовой стаж. Пенсии членов творческих союзов должны формироваться на накопительной основе. Я убежден, если сейчас, когда у государства наконец-то появились финансовые возможности и политическая воля, не начнет меняться отношение к культуре, мы не достигнем желаемых результатов в том числе и по всем другим национальным проектам.


Источник: ("Известия Петербург" (Санкт-Петербург).-28.09.2006.-№179.-с.8)