Сергей Миронов: "Мода на армию скоро вернется"

15 февраля 2007

Традиционно, 23 февраля в нашей стране всенародно отмечается «мужской» праздник, который раньше назывался Днем Советской Армии и Военно-морского Флота, а в постсоветский период стал Днем защитника Отечества.


В этот день принято поздравлять всех представителей сильного пола, от мала, до велика. Хотя чести называть себя защитниками страны могут быть удостоены далеко не все российские мужчины. События последнего времени свидетельствуют о том, что с течением времени и восстановлением могущества нашего государства, нам надо быть очень сильными и в военном отношении. И, хочется это кому-то или нет, нужно восстанавливать реноме военного человека, а, следовательно – заниматься образованием и воспитанием российского воина. На эту тему специальный корреспондент журнала “О&К” Александр Бирюлин беседует с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергеем Мироновым.


– Сергей Михайлович, се­годня хотелось бы поговорить с вами о военном воспитании и начальном военном образова­нии. Но сначала давайте коснем­ся весьма щекотливой в обществе темы о срочной службе в армии. Уже давно не слышно разговоров о том, что служба в Российской армии есть почетная обязанность каждого молодого граждани­на России. Такая необходимость остается у государства. А совре­менные молодые люди и их роди­тели в основном думают, как из­бежать службы в армии. Дедов­щина, неуставные отношения, процветающие там, только усу­губляют эту проблему.


– Не возражаю, Александр. Давайте действительно коснем­ся темы, которую вы назвали «ще­котливой». Мне кажется, в этой связи важно сделать минимум три акцента.


Во-первых, соглашусь с тем, что о военной службе как почетной обязанности гражданина в течение почти полутора десятилетий прак­тически не говорили. Да и могло ли быть иначе, если на информацион­ном поле фактически господство­вала крикливая антиармейская, ан­типатриотическая риторика. И хо­тя традиционные представления о военной службе продолжали жить в глубинах общественного созна­ния, говорить об этом вслух считалось по меньшей мере неприлич­ным, немодным.


Между тем такие представления составляют один из важнейших ком­понентов системы российских ба­зовых нравственных ценностей. И я рад, что сейчас идет их последова­тельное очищение от всего нано­сного. Вижу в этом восстановление справедливости не только в отно­шении наших дедов и отцов, с чес­тью исполнивших воинский долг, но и в отношении всей отечественной истории. В конечном счете восста­новление народного уважения к во­енной службе — важная закономер­ность общего укрепления Российс­кого государства.


Во-вторых, уклонение от служ­бы — явление, надо сказать, по­зорное, абсолютно не свойственное российскому духу, российской исто­рии. Оно стало реальностью, на мой взгляд, прежде всего именно вследс­твие целенаправленного культиви­рования в обществе на протяжении 90-х годов негативного отношения к армии, к воинской обязанности. Конечно, сыграла свою роль и де­довщина. Ясно, что это зло, кото­рое надо искоренять, выкорчевывать его причины и в армии, и в обще­стве. Но ведь нельзя с мыльной во­дой выплескивать и ребенка! Считаю аморальными, антигосударственны­ми попытки некоторых общественных организаций и средств массовой ин­формации использовать дедовщину для поощрения уклонения от службы, тиражировать советы и рекоменда­ции на этот счет, по сути, толкая ре­бят на преступление.


Отрадно, что в последние годы “уклонистов” становится все мень­ше, постепенно восстанавливается и нравственная оценка в обществе подобных действий как позорных, недостойных гражданина. По дан­ным ряда серьезных исследований последнего времени, сегодня четы­ре пятых нашей молодежи высказы­вают готовность рисковать жизнью для защиты Родины. В ходе нынеш­него осеннего призыва призывные комиссии отмечают все большее число фактов, когда ребята сами обращаются с просьбой призвать их в армию, направить в тот или иной род войск.


Уверен, не за горами то время, когда в общество возвратится тра­диционная для нашей страны мода на армию, когда все больше юно­шей будут мечтать о том, чтобы стать летчиками, моряками, танкистами, десантниками, когда вновь будет престижно служить!


И, наконец, в-третьих. Служ­ба в армии, в том числе срочная, дает человеку очень многое. Кста­ти, имея в виду профессиональ­но-воспитательную роль призыва, я считаю оптимальной для нашей страны смешанную, контрактно-призывную систему комплектова­ния. Уже сегодня в нашей армии по контракту служит больше половины военнослужащих, в том числе — около 15% сержантов и солдат. К 2008 году контрактников будет уже 70 %, в том числе больше поло­вины сержантского корпуса. С ян­варя 2007 года ребята будут слу­жить «срочную» в течение полуто­ра лет, а с 2008 года — в течение года. Время непродолжительное, но вполне достаточное для овладения солдатской специальностью, для возмужания человека, кристалли­зации его характера. Солдатская служба многое дает в профессио­нальном плане. Но главное — спо­собствует интенсивному форми­рованию, закреплению и разви­тию таких чрезвычайно важных качеств личности, как ответствен­ность, стойкость, целеустремлен­ность, способность преодолевать трудности и лишения, самодисцип­лина, верность товариществу. Со­гласитесь, что без этих качеств нет ни настоящего воина, ни эффек­тивного труженика, ни достойно­го гражданина.


Я всегда с благодарностью вспо­минаю свою солдатскую службу, то­варищей, родной парашютно-де­сантный полк, дорожу полученной в армии закалкой.


В советское время про­фессия военного пользова­лась большим уважением в об­ществе. С тех пор отношение к военным изменилось, и дале­ко не в лучшую сторону. Что мо­жет и должно предпринять го­сударство и его мужи, чтобы вернуть престиж и авторитет во­енной специальности?


– Не только в советское время, но и практически на всем протяже­нии многотрудной истории нашего государства профессия военного пользовалась почетом и уважением в обществе. Считаю не только ано­мальным, но и опасным для нашего государства, для будущего Рос­сии навязанное обществу негатив­ное отношение к военному человеку, искусственное обрушение прести­жа военной профессии.


Вижу первейший долг государс­тва и общества в том, чтобы ре­шительно исправить положение. И прежде всего поднять на достой­ный уровень социальный и нравс­твенный статус офицера. Офицер­ский корпус — это не просто костяк армии, это носитель духовной тра­диции защиты Отечества. Офицер всегда был олицетворением бла­городства, чести и достоинства. А о каком достоинстве может идти речь, когда сегодня практически по­ловина нашего офицерства сущес­твует, иначе не скажешь, на уровне, а то и ниже, прожиточного миниму­ма! У каждой третьей офицерской семьи нет своего жилья. Годами не индексировались пенсии воен­ных пенсионеров.


Все это сегодня приходится ис­правлять. Надо прежде всего су­щественно поднять денежное до­вольствие военнослужащих. В соот­ветствующих пропорциях повысить военные пенсии. Должен быть в первоочередном порядке создан фонд служебного жилья для тех, кто служит. И, конечно, во что бы то ни стало надо обеспечить эффек­тивную реализацию накопительной системы, программы Государствен­ных жилищных сертификатов, стро­ительства жилья для тех, кто до­стойно выполнил свой долг и завер­шает службу.


Решение этих и других задач поз­волит, по моему убеждению, с одной стороны, восстановить социаль­ную справедливость в отношении людей, посвятивших себя военной службе — особому виду государс­твенной службы, связанному с су­щественными ограничениями прав и свобод, трудностями и лишениями, риском для жизни. С другой, создаст фундаментальные предпосылки для возрождения и подъема на долж­ную высоту авторитета офицерско­го корпуса, престижа военной про­фессии. А, значит, и в целом — дела защиты Отечества.


– В дореволюционной Рос­сии офицерство тоже было при­вилегированным сословием. Это были хорошо воспитанные, об­разованные и эрудированные люди, поставившие себе целью сознательное служение Отечес­тву. Многие офицеры начина­ли свое военное обучение с ка­детских училищ. Насколько рас­пространена система кадетского образования сегодня? Востре­бована ли эта форма обучения и воспитания в наши дни?


– Кадетское воспитание и об­разование оказались востребова­ны самой жизнью. Сегодня наряду с Суворовским военным, Нахимов­ским военно-морским училища­ми функционируют кадетские об­разовательные учреждения во всех субъектах Российской Федерации. Их сеть постоянно расширяется. Растет роль кадетских учреждений в получении качественного обра­зования, военно-патриотическом воспитании молодежи, в возрож­дении привлекательности офицер­ской профессии, военной службы. Особую значимость эта роль имеет с учетом того, что угрожающий ха­рактер в нашем обществе приобре­ли детская беспризорность и без­надзорность, преступность, нарко­мания, алкоголизм. Становится все больше детей с хроническими забо­леваниями, недостатками общего и психофизического развития.


В этих условиях кадетский корпус как осо­бая форма воспитания и образова­ния дает ребенку главное — внима­ние и заботу, помещает его в здо­ровую среду, открывает достойную жизненную перспективу. Здесь ре­бята получают не только качествен­ное общее образование, но и хоро­шую начальную военную подготовку, физическое развитие, овладевают основами этики и эстетики, приоб­щаются к сокровищам отечествен­ной и мировой культуры. Не случай­но свыше 90 % выпускников лучших образовательных учреж­дений поступают в высшие учебные заведения, в том числе более поло­вины из них — в военные.


– Помню, и в советские годы некоторые родители, желающие, чтобы их мальчики росли и вос­питывались в строгости, в усло­виях военной дисциплины, отда­вали своих детей в Суворовское и Нахимовское училища. Но не ли­шаются ли такие дети хорошего, счастливого детства?


– Да нет, конечно! Думаю, как раз очень многое из действительно хорошего, счастливого детства вос­питанники кадетских корпусов при­обретают. Интересные сверстники, товарищи, друзья, педагоги, настав­ники-энтузиасты, любящие детей, увлекательные игры, физкультура и спорт, литературные вечера, ка­детские балы, романтические ри­туалы — все это и многое другое прекрасно сочетается с внутренним порядком, с элементами военной службы, с красивой формой одеж­ды, с осознанной дисциплиной. И в итоге дает сбалансированное, гар­моничное развитие личности, ощу­щение полноты жизни.


– Раньше, особенно после войны, в Суворовское училище принимали в основном детей-си­рот, потерявших родителей. А как сегодня? Кого принимают в ка­детские училища, и на каких ус­ловиях? Остается ли кадетское образование бесплатным, или, как в хорошем колледже, нужно оплачивать обучение в нем?


– Здесь есть ряд особенностей. Первое — это Суворовское военное, Нахимовское военно-морское учи­лища и кадетские (морские кадетс­кие) корпуса, создаваемые Прави­тельством России. Они находятся в ведении Министерства обороны и других силовых ведомств России. Сюда принимают ребят, имеющих соответствующий уровень образо­вания, возраст, годных по состоя­нию здоровья и изъявивших жела­ние учиться в училище или корпу­се. Прием проводится на конкурсной основе. Вне конкурса идут дети военнослужащих и ветеранов военной службы, имеющих выслугу 20 и бо­лее лет, дети военнослужащих, по­гибших при выполнении воинского долга, проходивших службу в зонах военных конфликтов, а также остав­шиеся без одного из родителей. Все дети, обучающиеся в этих учебных заведениях, находятся на полном государственном обеспечении.


Что касается кадетских школ и школ-интернатов, создаваемых фе­деральными, региональными орга­нами исполнительной власти либо органами местного самоуправления, то они находятся в ведении Минис­терства образования и науки Рос­сии. Преимущества при приеме в эти школы имеют дети военнослужащих, погибших при исполнении служеб­ных обязанностей, проходящих во­енную службу в зоне военных кон­фликтов, дети-сироты и дети, ос­тавшиеся без попечения родителей, а также дети из многодетных и мало­обеспеченных, неполных семей или находящиеся под опекой или попе­чительством.


Содержание кадет в кадетской школе-интернате опла­чивается в установленном порядке родителями или законными пред­ставителями. По решению учреди­телей в исключительных случаях оп­лата может быть отменена частично или полностью. При этом дети-сироты и дети, ставшиеся без попечения родителей, находятся на полном го­сударственном обеспечении.


– Какова, на ваш взгляд, глав­ная цель кадетского училища — готовить будущих офицеров для Российской армии или выпускать в жизнь хорошо подготовленных, сильных молодых людей?


– Конечно, главная цель кадет­ского воспитания и образования — подготовка достойных граждан, пат­риотов России, готовых и способных с честью выполнять обязанности го­сударственной, в том числе воен­ной службы.


– Должны ли, по вашему мне­нию, учащиеся кадетских училищ овладевать какими-то конкрет­ными военными профессиями или получать начальное, общее воен­ное образование, а специализа­цию приобретать уже в других — средних специальных и высших учебных заведениях?


– В кадетских образовательных учреждениях дети получают полное среднее общее образование и ов­ладевают дополнительными образовательными программами. При этом суворовские и нахимовское учи­лища, кадетские корпуса силовых ведомств обеспечивают подготовку ребят к поступлению преимущест­венно в военные образовательные учреждения профессионального образования — военные училища, институты, академии.


Кадетские школы и школы-ин­тернаты дают детям полное сред­нее образование и первичную во­енную подготовку, позволяющие им успешно адаптироваться к взрос­лой жизни в обществе.


То есть кадетские образователь­ные учреждения не дают ребятам специальность или профессию. Но они решают не менее, а, быть может, даже более важную задачу — обеспечивают интеллектуальное, культурное, физическое, нравс­твенно-этическое развитие ребят как основу для профессионального служения Отечеству на гражданс­ком и военном поприще.


– Должно ли, кадетское об­разование стать массовым явле­нием? Или это все-таки удел из­бранных, специально отобранных детей, а также родителей, име­ющих для этого соответствую­щие возможности?


– На мой взгляд, кадетские об­разовательные учреждения об­рели новую жизнь в современных условиях и стали популярными в обществе прежде всего благода­ря эффективной постановке в них воспитания ребят с использовани­ем лучших российских традиций, элементов военной формы одеж­ды, атрибутики, ритуалов, системы нравственно-этических ценностей. Если убрать все это, то в сухом ос­татке – обычное, среднее общее полное образование. Иначе гово­ря — массовое.


Думаю, расширять сеть кадет­ских образовательных учрежде­ний можно и нужно, но при этом ни в коем случае не гонясь за массо­востью, а ставя во главу угла имен­но возможность организации ка­чественного, целостного процесса обучения и воспитания в кадетском формате. При этом неприемлемы и недопустимы любые попытки при­дать кадетским учреждениям некий закрытый характер, предназначить их для “избранных”, детей и приви­легированных родителей. Это про­тивно самой сути и духу кадетского воспитания и образования.


Разумеется, нужна нормативная правовая база в этой сфере, ко­торой пока, в сущности, нет. Нуж­ны тщательный, взыскательный от­бор, целевая подготовка преподава­телей и воспитателей для кадетских корпусов, целенаправленная ра­бота по укреплению и совершенс­твованию их учебной и материаль­но-технической базы. Необходимы перспективная государственная по­литика на этом стратегическом на­правлении подготовки подрастаю­щих поколений.


Работа над решением этих и дру­гих задач начата. Важная роль в ней отводится создаваемой с учетом ве­ковых российских традиций системе попечительства над кадетскими кор­пусами. По инициативе ряда обще­ственных кадетских организаций и кадетских образовательных учреж­дений, одобренной Президентом на­шей страны, обязанности шефа-по­печителя кадетских корпусов России возложены на меня.


– Какие лучшие аналоги ка­детского образования имеются в других странах? Чей опыт мы могли бы взять на вооружение, чтобы улучшить, усовершенство­вать свою систему начального во­енного образования?


– Богатейший опыт кадетского образования и воспитания имеется в нашей стране. К нему мы и об­ращаемся прежде всего, исполь­зуя, в том числе, и возрождаемые связи с зарубежными организациями российских кадет. Естест­венно, критически осмысливает­ся опыт организации кадетского образования и воспитания в дру­гих странах.


Например, немалый интерес представляет опыт Национально­го кадетского корпуса Индии. В нем создана прекрасная учебная и ма­териально-техническая база, рабо­тают высокоподготовленные кадры. Центральная фигура в военно-при­кладном обучении кадет— сер­жант-контрактник, как правило, в возрасте за 30 лет. Обучению в ка­детском корпусе предшествует се­рьезный отбор. За обучение приходится платить: часть — родите­лям, часть— государству. Главная цель кадетского корпуса— воспи­тание гражданина. Его выпускни­ки рассматриваются не только как резерв вооруженных сил, но еще и как политический, административ­ный резерв.


– Скажите, положа руку на сердце, а своего ребенка вы от­дали бы на обучение в кадетс­кое училище?


– Разумеется, отдал бы. С уче­том, конечно, и его собственно­го желания.


Источник: ("Обучение и карьера".-02.2007.-№2(126).-с.140-145)