Сергей Миронов: "Капитализм, подвинься!"

27 декабря 2007

Год тому назад объединением трех партий – “Родины”, партии Жизни и партии Пенсионеров была создана “Справедливая Россия”. Победив на выборах и пройдя в Думу, она стала первой в новейшей истории России социал-демократической партией, образовавшей собственную фракцию в парламенте. О том, что такое социал-демократия в России, корреспонденту “Известий” Сергею Ветрову рассказал лидер “Справедливой России”, спикер Совета Федерации Сергей Миронов.


– Тяжело, наверное, развивать социализм в России – он у нас ассоциируется только с дефицитом и очередями?


– С одной стороны – да, в некоторой части общества существует представление, что социализм – это только очереди за колбасой в Советском Союзе. Впрочем, есть и обратная тенденция: по опросам социологов, положительно к социалистической идее относятся более половины россиян, и их число растет. Однако нужно иметь в виду, что и те, кто “за”, и те, кто “против”, думают о советском социализме. А новые социалистические идеи часто просто неизвестны или подаются превратно. Поэтому сейчас очень важно объяснить, что социализм – это не тупиковый путь развития Советского Союза, а современный путь развития большинства европейских стран.


– И каков он, этот путь?


– Спектр идей “нового социализма” в Европе огромен. От “интегрирующей демократии” шведских социалистов, защищающих ценности традиционной социал-демократии, и “новой середины” в Германии, делающей ставку на равенство возможностей через образование, до “третьего пути” лейбористов Великобритании, прокладывающих дорогу между традиционной социал-демократией и неолиберализмом. Причем все это не умозрительные конструкции, а реальная практика.


– Какая идея лучше для России?


– Конечно, хотелось бы заимствовать для России некий уже опробованный на Западе успешный социалистический проект. Но опыт девяностых годов показал, что социально-экономический уклад нельзя выбрать, как товар в супермаркете, любые идеи надо адаптировать к российским реалиям. То есть иметь в виду бедность населения, неразвитость механизмов саморегулирования общества и т. д.


– И что в итоге получится?


– Безусловно, первостепенная задача для нас сейчас, и мы об этом говорили перед выборами, когда представляли избирателям свою программу, – это ликвидация бедности, реформа доходов населения. Но если говорить о социализме как общественно-политической идее, то наивно полагать, что она ограничивается лишь одним тезисом про высокие зарплаты.


– С зарплатами-то понятно. А что такое социалистические идеи сегодня?


– Сегодня общество становится информационным, пальма первенства в мировой экономике принадлежит не тяжелой промышленности, а высокотехнологичным компаниям, где главная составляющая успеха – интеллект. А наука и высокие технологии не могут жить по принципам либерального рынка. На рынке наука превращается в исследовательские проекты, для нужд отдельных заказчиков. Если знания, интеллектуальный продукт будут подчиняться только логике купли-продажи, человечество наживет больше проблем, чем сможет их решить. Тот же самый принцип относится и к духовной жизни общества.


Современный социализм – это импульс к развитию культуры, поскольку культура антибуржуазна по своей природе, она не живет по законам товарно-денежных отношений. На рынке искусство превращается в шоу-бизнес, и все мы, увы, становимся сегодня этому свидетелями. И, наконец, социализм – это свобода и демократия. Свобода без справедливости – это всегда свобода для немногих. Вне справедливости демократия остается не более чем общим лозунгом. Голодный человек, даже если формально он и располагает всеми политическими правами, не может воспользоваться ими в полной мере.


– Вы все время противопоставляете социализм и рынок. Неужели рынок – это так плохо?


– Ни одна современная социалистическая концепция не отрицает рынок. Только в Советском Союзе социализм рассматривался как антитеза капитализму, и этим принципом до сих пор руководствуется КПРФ. На самом деле социализм – это не отрицание, а синтез всего предшествующего опыта человечества. Социализм не ликвидирует рынок, а перераспределяет власть над рынком – от олигархии к гражданскому обществу и государству. Необходимость государственного регулирования рынка сегодня признают даже самые либеральные западные страны. То же самое относится и к вопросу о собственности – любые ее формы, если они конкурентоспособны, имеют право на существование.


Источник: "Известия Петербург" (Санкт-Петербург).-27.12.2007.-№239.-с.8