Сергей Миронов: "Или два по семь, или три по пять"

22 мая 2007

Инициатива спикера Совета Федерации и лидера “Справедливой России” Сергея Миронова о продлении полномочий Владимира Путина, выдвинутая им около месяца назад, продолжает волновать общественность. Как рассказал сам Миронов в интервью корреспонденту “Известий” Сергею Громову, сейчас этот вопрос по его предложению рассматривают региональные парламенты.


– Как сейчас обстоят дела с вашей инициативой относительно изменения Конституции и введения третьего срока для Владимира Путина?


– Хочу обратить ваше внимание, что я никогда не призывал вносить изменения в Конституцию. Единственное, с чем я выступал-это с инициативой обсудить возможность таких изменений. Я предложил депутатам парламентов субъектов Федерации встретиться, возможно, неформально, поговорить об этом, вынести некое решение, и потом сообщить об этом нам, в Совет Федерации. Как говорят, почувствуйте разницу. И когда после этого началась, с позволения сказать, вакханалия разных протестов и заявлений, признаюсь, был весьма удивлен. Как сказал один из моих коллег в Совете Федерации, когда мы обсуждали все те последствия, которые вызвало это предложение, есть такая присказка: “зайцы в кустах искренне подумали, что танковая атака направлена именно против них”. Кто-то уже клеймит, кто-то возмущается, кто-то заявляет, что стоит на стражи, тогда как я призвал всего лишь только публично обсудить вопрос и дать возможность людям высказаться. Не кому-то в тиши кабинетов, а публично обсудить очень простой вопрос: целесообразно или не целесообразно, нужно или не нужно, хотят или не хотят люди.


– Как региональные парламенты, к которым вы обращались со своим предложением, отреагировали на него?


– По-разному. Сейчас у меня есть ответы от тридцати законодательных собраний – подавляющее большинство поддерживает эту инициативу, некоторые – выборочно. Несколько регионов прислали отрицательные заключения. Во многом это отражает мнение большинства россиян. По данным ВЦИОМа, за третий срок для Владимира Путина выступают 69 процентов граждан нашей страны. Хочу заметить, что региональным парламентариям, и особенно представителям партии “Единая Россия”, проявляющим нежелание обсуждать этот вопрос, должно быть небезынтересно мнение граждан. Я думаю, этот вопрос должен стать предметом широкого и публичного обсуждения и в парламентах регионов, и среди общественности.


– Все-таки о чем идет речь – о третьем сроке или о семилетнем правлении?


– Это разные вопросы. Когда я выдвигал свою инициативу, то сказал: “Давайте обсудим – 5 лет или 7 лет”. Никто почему-то не спросил: “А может быть, шесть?”. Никто до сих пор даже не задался этим вопросом. Уверен, если провести любое социологическое исследование, с моим мнением о том, что 4 года для президента такой большой страны как Россия мало, согласится большинство населения. Это просто здравый смысл подсказывает, тут не нужны какие-то специальные расчеты.


– Так почему же не шесть?


– Если посмотреть историю XX века, на то, какие страны делали удивительные прорывы в своем развитии, социально-экономическом положении, увидим, что национальные лидеры в этих странах находились у власти примерно одинаковые сроки-от 12 до 15 лет. После этого ситуация становилась стабильной, а дальше уже могли начаться стагнация, застой. Чего, конечно, не хотелось бы. Поэтому получается простая арифметика: если пять лет, то можно подумать о трех сроках, в сумме будет 15, а если 7 лет – можно не городить огород и ограничить двумя сроками, но получается 14 лет. Во всяком случае, это близкие цифры.


– Президентские выборы назначает именно Совет Федерации. Когда это произойдет, и какие сроки существуют для несения изменений в Конституцию, без которых третий срок невозможен?


– Да, по статье 102 Конституции президентские выборы назначает Совет Федерации, по регламенту Совета Федерации вопрос в повестку дня вносит председатель. Если ничего не изменится, то в декабре мне предстоит это сделать. Действительно, когда речь идет о действующем президенте, то любые изменения Конституции, особенно увеличение числа сроков, на которые он может избираться, возможны только до назначения даты выборов. Если говорить о сроке полномочий для следующего президента, кто бы он ни был, то же самое – нельзя изменить Конституцию, когда уже назначена дата выборов. Если во время избирательной кампании будут произведены изменения, они не будут распространяться на избираемого в этот момент президента.


Источник: ("Известия Петербург" (Москва).-22.05.2007.-№87.-с.8)