Сергей Миронов готовит президенту энергоподарок. ("Коммерсант" (Москва).- 08.10.2002.- №182.- c.2)

8 октября 2002

Вчера на пресс-конференции в Совете федерации председатель верхней палаты парламента Сергей Миронов и руководители комитетов рассказали журналистам о предстоящих парламентских слушаниях, посвященных “Энергетической стратегии России на период до 2020 года”. По мнению господина Миронова, слушания можно было бы считать подарком Совета федерации к юбилею президента Путина. Прозвучало это довольно странно – слушания назначены на 18 октября.

Как сообщил Сергей Миронов, слушания пройдут в Доме союзов – в Совете федерации не нашлось зала, который бы вместил всех желающих поговорить об энергетическом будущем страны. Спикер Совета федерации подчеркнул, что подобный размах отмечается впервые с момента “формирования профессиональной верхней палаты”. Чего именно будет добиваться Совет федерации: принципиального изменения государственной политики в сфере энергетики, как предлагали некоторые сенаторы, либо косметических поправок, господин Миронов не знал. И отделался витиеватой фразой: “Совершенно очевидно, что необходимо дать возможность свободного развития тех отраслей, которые до сегодняшнего момента жестко зарегулированы государственным управлением, но в то же время государственные интересы должны присутствовать, чтобы государство не полностью устранилось от таких стратегически важных областей, как “Энергетическая стратегия России””. Зато в отношении президентского юбилея господин Миронов уже определился: “Я думаю, что, если мы все вместо ажиотажа и подготовки каких-то подарков нормально работали бы каждый на своем месте, неся полную ответственность за свой участок, это был бы самый лучший подарок такому президенту, которым является Владимир Владимирович Путин”.

Вслед за Сергеем Мироновым выступили его коллеги. Председатель комитета Совета федерации по промышленной политике Валентин Завадников усмотрел в нынешнем положении дел две угрозы. Во-первых, “еще не пройдена та развилка, когда бы мы точно решили – переходим ли мы на нормальное, принятое во всем мире рентное налогообложение природных ресурсов или продолжаем жить дальше так, как живем сегодня”. Вторая развилка носит столь же стратегический характер: “Вопрос в том, создаем ли мы цивилизованные рынки топливных ресурсов либо продолжаем за счет них поддерживать те или иные отрасли промышленности либо социальные обязательства перед гражданами”. Существующий вариант “Энергетической стратегии”, по его мнению, эти вопросы оставляет без ответа, оставаясь лишь “набором пожеланий”.

Первого заместителя председателя бюджетного комитета Совета федерации Светлану Орлову тоже волновали налоги. По ее мнению, чтобы подкрепить “Энергетическую стратегию”, нужны поправки в Налоговый кодекс, устанавливающие более справедливое изъятие природной ренты – в пользу государства и населения. И привела в пример Аляску. По ее данным, каждый житель Аляски получает $1 тыс. в месяц только за то, что живет на территории этого штата. А жители отечественных нефтегазоносных регионов не получают от этих ресурсов ни копейки дохода. Другие поправки, считает госпожа Орлова, должны коснуться тарифов. “Тарифы, как и налоги, раньше у нас менялись по два-три раза в год. Они не должны меняться по несколько раз в год, это надо отрегулировать”, – уверена она. А предлагаемый в “Энергетической стратегии” закон о топливном балансе страны вообще должен стать “вторым законом в России” после Конституции.

Алена КОРНЫШЕВА