24 ноября 2008
Партактив власти
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов: “Я не вижу опасности монополии одной партии. Более того, партии власти при новой политической системе придется непросто. Я даже в руководстве “Единой России” вижу людей, которые понимают, что лафа закончилась…”
Рассмотрение конституционных поправок, увеличивающих сроки полномочий президента и Госдумы, на этой неделе переместилось из нижней палаты парламента в верхнюю. У сенаторов, кстати, на одну заботу больше – в числе президентских инициатив, заявленных в послании, реформа самого Совета Федерации. Да и изменения в законы о партиях и выборах не за горами. Такое громадье планов многих заставляет задуматься: не ожидают ли Россию внеочередные выборы, закрепляющие результаты масштабной политической реформы? За разъяснениями “Итоги” обратились к председателю Совета Федерации и лидеру партии “Справедливая Россия” Сергею Миронову.
– Сергей Михайлович, президент в своем послании говорил об усилении роли партий. Правда, многие наблюдатели посчитали, что речь идет лишь об одной из них – “Единой России”, которой и достанутся все властные рычаги по итогам политической реформы. Ваша “Справедливая Россия” смирится с ролью вечной “запаски” для партийной машины?
– Ничто не вечно под Луной. Сегодня “Единая Россия” радуется, говоря: “Ура, наконец-то принято наше предложение, мы будем предлагать губернаторов”. Рано радуетесь, ребята. Президент не подыгрывает “Единой России”, он стимулирует партийное строительство в целом и призывает все партии к выражению активной позиции. Он говорит: “Выигрывайте у “Единой России” и вносите своего кандидата на пост губернатора”.
– Выиграть-то реально?
– Конечно. Я напомню, что “Партия Жизни” выиграла у “Единой России” в Туве, партия “Справедливая Россия” – в Ставрополье. Ситуация меняется. Одно дело, когда список “единороссов” на думских выборах возглавлял Влади- мир Путин, другое – региональные выборы, там будут уже другие результаты. Жизнь-то лучше не становится – финансовый кризис, инфляция, другие проблемы. Пусть “Единая Россия”, если она провозгласила себя партией власти, ищет ответы на эти вопросы. Мы тоже их будем искать, будем соревноваться. Только хотелось бы, чтобы это соревнование носило честный характер.
– Многие уверены, что на наших выборах важнее, кто именно и как считает голоса…
– А вот здесь уже нужно по полной задействовать механизмы контроля. Прежде всего “закрыть” все избирательные участки своими наблюдателями, причем подготовленными, чтобы они не просто там сидели, а чтобы муха с лишним бюллетенем не пролетела! Да, это дорого, хлопотно, но это нужно делать. Когда появился такой стимул, как возможность в случае победы на региональных выборах предлагать кандидатуры губернаторов, партии будут строго друг друга контролировать. Кроме того, я уверен, что ни президенту, ни премьеру – лидеру “Единой России” – не нужны выборы по принципу “не важно, как проголосовали, важно, как подсчитали”. Это мы уже проходили. В результате следования этому принципу СССР в три дня рухнул. Чтобы ничего подобного не случилось впредь, игра должна вестись честно. Поддерживайте имидж правящей партии, доказывайте ее правоту – но честно. Мы же понимаем, что на думских выборах избиратели голосовали за Владимира Путина. Но на региональных люди уже стали задаваться вопросами – и по персоналиям конкретных кандидатов, и почему губернатор, который явно не собирается менять свое кресло на мандат депутата, выступает “паровозом” для партии власти? И многими другими неудобными вопросами. Отсюда и такие разные результаты “Единой России” по регионам. Так что я не вижу опасности монополии одной партии. Более того, партии власти при новой политической системе придется непросто. Многие это понимают. Я даже в руководстве “Единой России” вижу людей, которые понимают, что лафа закончилась. Так что поборемся.
– Возможна ли ситуация, при которой единая партия власти расколется на “околопрезидентскую” и “околопремьерскую” части?
– Владимир Путин – лидер “Единой России”. “Единороссы” в Иркутске недавно повесили слоган “Путин – наш президент”, ну не вникли в смысл, взяли старый плакат и повесили. Хотя странно было бы, если бы правящая партия не поддерживала и президента. “Единороссы” выдвигали кандидатуру Дмитрия Медведева вместе с тремя другими партиями. Я не думаю, что возможно раздвоение – все видят, что работает мощный, четкий и слаженный тандем президента и премьера. Все, кто пытается вставить клинья, просто не понимают реальной ситуации. Между двумя лидерами не только идут постоянные консультации, Дмитрий Медведев четко проводит курс, который был определен Владимиром Путиным. И с этого пути он не сворачивает, кто бы что ни говорил. Ожидали, что новый президент будет более либеральным во внешней политике, еще в каких-то вопросах, но курс остался неизменным, потому что он был поддержан большинством россиян.
– То есть второй партии власти не будет?
– Посмотрим, какие взаимоотношения будут выстраиваться у Кремля с партией “Правое дело”. Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал, что исповедует либеральные идеи. Однако я думаю, что президент должен быть над партиями, оставаться беспартийным. У него сейчас ровные, равноудаленные отношения со всеми партиями – нашей, “Единой Россией”, коммунистами, ЛДПР. Думаю, что президент будет демонстрировать такую равноудаленность и впредь, у него это хорошо получается.
– Вы считаете жизнеспособным новый “правый проект”?
– Я не очень верю в успех этой партии. И не потому, что они наши идеологические оппоненты. Впрочем, может, я и ошибаюсь, и им удастся убедить существующий правый электорат – те 10 процентов, готовых голосовать за либеральную партию. У них электорат непростой, его очень трудно убедить, он не клюнет на красивые сказки. Но с другой стороны, если учесть прагматизм этого электората, можно предположить, что эта партия уже в марте сможет найти поддержку на региональных выборах. И именно потому, что все видят – это кремлевский проект, а значит, эта партия не будет изгоем. У нее появятся поддержка со стороны администрации президента и возможность быть представленной во власти. Значит, людям через нее можно будет говорить о своих проблемах. Однако успех правых может быть крайне ограниченным. Хотя бы потому, что нынешний экономический кризис – прямое следствие того, что мы долго следовали либеральным идеям. Вряд ли у большинства избирателей появится энтузиазм голосовать за партию, которая исповедует те идеалы, которые довели до печального рубежа экономику США, при том, что вслед за ней обрушиваются по эффекту домино и экономические системы других стран.
– Наших избирателей судьба Америки вряд ли сильно волнует. Многие эксперты прогнозируют ухудшение экономической ситуации в России, стало быть, будут расти протестные настроения. Где избиратель, по-Вашему, станет искать выход – справа или слева?
– Я думаю, что протестный электорат – это избиратели “Справедливой России”. Рассчитываю, что эти люди придут к нам, не к коммунистам. Наша партия уже заставила полеветь фракцию “Единой России” в Госдуме, мы заставляем леветь и правительство. Многие наши начинания реализованы “Единой Россией”, которая присвоила себе все лавры. Но мы-то знаем, что без нашего подкусывания и подталкивания ничего бы не было.
– Ваша партия станет блокироваться с коммунистами на будущих выборах?
– Я не исключаю такой возможности. Мы даже считаем, что крупнейшим левым партиям нужно объединяться, но товарищ Зюганов занимает известную позицию, с ним объединяться нельзя.
Однако сотрудничество возможно. Есть практика работы на региональных выборах, когда партии объединяются против “Единой России”. А почему бы и нет? Если мы понимаем, что есть, например, кандидат на пост главы региона близких нам взглядов, даже если он коммунист, почему бы его не поддержать? Или наоборот – у нас есть такой кандидат. Теоретически я этого не исключаю. Теоретически, потому что мы можем на практике столкнуться с нежеланием сотрудничать.
– Кстати, о новом порядке утверждения губернаторов. Если кандидатура, предложенная партией, выигравшей региональные выборы, не понравится президенту, как быть в таком случае?
– Конкретная процедура будет прописана в законе. Я полагаю, что партия в случае отклонения президентом первой кандидатуры предложит другую.
– Эта же самая партия?
– Думаю, что нужно предусмотреть разные варианты. На все случаи жизни закон написать трудно, но необходимо по максимуму учесть коллизии. Ведь что сказал президент? Дословно: кандидатуры губернаторов выдвигают партии, набравшие большинство голосов. “Партии” – не в единственном числе. Почему бы не ввести законом норму, согласно которой кандидатов на пост главы региона представляют две или даже три партии, имеющие крупнейшие фракции в том или ином региональном парламенте. А уже президент России будет выбирать, кого из них предложить для утверждения Законодательному собранию. Но даже если речь идет только об одной победившей партии, все равно должны быть варианты. Скажем, такая партия выдвигает кандидатуру, с которой президент не согласен, тогда партии дается возможность предложить другого кандидата. Если президент снова не согласен, он вносит того, кого считает нужным.
– С новым порядком формирования Совета Федерации тоже не все ясно. Когда будет завершена эта реформа и кого будут наделять полномочиями сенаторов?
– Думаю, что новый закон о порядке формирования Совета Федерации вступит в силу в середине лета будущего года – например, с 1 июля. По новому порядку в верхнюю палату парламента будут делегироваться либо представители региональных законодательных органов власти, либо депутаты муниципальных образований.
– Как быть с требованием Конституции об обязательном представительстве исполнительной и законодательной власти каждого субъекта в Совете Федерации?
– Определенная сложность здесь действительно возникает, но она разрешима. Президент сказал о сохранении кадрового потенциала верхней палаты. В противном случае качество профессиональной работы было бы снижено, и на его восстановление ушло бы года два три, мы бы потеряли многие наработки в международных организациях, в деятельности которых участвуют мои коллеги – члены СФ. Поэтому мне видится, что для сохранения кадрового потенциала нынешние сенаторы должны работать до истечения срока полномочий органов власти, которые их делегировали. То есть ротация должна быть постепенной. Через два с половиной года 50 – 60 процентов членов СФ будут избраны на новых основаниях. Последние “старые” сенаторы будут переизбраны лет через пять. Что касается техники процесса, то в Совет Федерации будут выдвигаться только те, кто прошел горнило выборов – местных либо региональных. Из их числа губернаторы и Законодательные собрания субъектов Федерации будут избирать членов верхней палаты российского парламента.
В деталях возможны варианты. Например, проведение дополнительных выборов с тем, чтобы нынешние члены СФ смогли избраться региональными или муниципальными депутатами и остаться в палате уже после вступления в силу поправок в закон. Понимаю, это немного сложно, но зато сохраняется главное условие, на котором настаивал президент, – человек, работающий в верхней палате парламента, должен пройти горнило прямых выборов. При этом важно, чтобы за него голосовало значимое количество избирателей. Я сам буду вносить такую поправку. А то что получается? Одно дело – выборы в региональный парламент, другое – в муниципальный орган власти поселка с 20 жителями. Согласитесь, что это неправильно, когда на высший уровень власти делегируется некто от двух десятков человек. Поэтому я предлагаю такую норму: кандидата в сенаторы можно брать с муниципального уровня, если он избран от территории, на которой проживает не менее пяти тысяч человек.
– Как быть со специалистами, которые занимаются в Совете Федерации, например, экономическим блоком, столь актуальным сегодня? Им что, отправляться по городам и весям, участвовать в местных выборах?
– Я считаю, что ничего нет зазорного в том, чтобы кое-кто из бизнесменов и экономистов, работающих сегодня в палате, баллотировался в депутаты того или иного уровня. На их работе это скажется только положительно – пусть пообщаются с простыми людьми, убедятся в своей востребованности. Думаю, что идея президента состоит в том, что надо стать ближе к избирателям.
– Кланяться, правда, собираются реже. Принимаются поправки к Конституции, согласно которым президентский срок увеличится до шести лет, а депутатов Госдумы – до пяти. Вы продолжаете настаивать на семи годах для главы государства. Почему?
– Чтобы максимально развести во времени выборы Думы и президента.
Но я поддержу нынешнее предложение – шесть и пять лет. Хотя по-прежнему уверен, что семь лет для президента было бы лучше.
– Во всей этой арифметике некоторые наблюдатели усматривают единственный политический смысл – провести в случае чего внеочередные президентские выборы под предлогом изменения Конс итуции?
– Думаю, что и президент, и Дума доработают свой срок в спокойном, нормальном режиме.
– Какое уж тут спокойствие – кризис в стране!
– Ситуация нелегкая, но есть слаженная команда, тандем президента и премьера. И я уверен, что все у них получится, тем более что вокруг них консолидируется большинство элиты страны, да и населения, которое их поддерживает. Так что досрочных выборов, на мой взгляд, не будет. Последующие федеральные выборы пройдут уже по новой схеме, основные положения которой президент сформулировал в своем послании.
Источник: "Итоги".-24.11.2008