Сенаторы разберутся с тревожной ситуацией на Северном Кавказе.("Парламентская газета" (Москва).-24.06.2004.-№113.-с.1)

24 июня 2004

Очередное заседание Совета Федерации началось с минуты молчания в память о погибших в Ингушетии в результате варварского террористического акта чеченских боевиков.


Представитель от Ингушетии Василий Лихачев предложил создать Комиссию Совета Федерации по Северному Кавказу, которая поможет разобраться с ситуацией, складывающейся в этом регионе в связи с последними событиями и покушением, которое было совершено ранее на президента республики Мурата Зязикова.


Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”, вопреки ожиданиям, не вызвал серьезных разногласий у сенаторов. Практически все комитеты согласились с тем, что закон направлен на совершенствование законодательства России с учетом международного права. Нынешняя его редакция расширяет перечень субъектов, имеющих возможность выдвигать инициативы по проведению референдума. Теперь наряду с гражданами и Конституционным собранием референдум могут инициировать и федеральные органы государственной власти.


Изменения претерпел порядок реализации инициативы проведения референдума. Теперь инициативная группа через региональные подгруппы, созданные в более чем половине субъектов Российской Федерации, должна будет собрать не менее двух миллионов подписей. По действующему законодательству количество подписей на один субъект РФ разрешалось не более 200 тысяч, в новой редакции это количество сократилось до 50 тысяч человек, что существенно осложняет сбор подписей. Сократилось также и время для сбора подписей – с трех месяцев до 45 дней. Как обратил внимание сенаторов докладчик – председатель Комитета по конституционному законодательству Юрий Шарандин, теперь фирмы, в которых иностранные граждане имеют более тридцати процентов уставного капитала, не смогут финансировать процедуру сбора подписей для референдума.


В процессе обсуждения возникла дискуссия с участием председателя ЦИК Александра Вешнякова. Речь шла о международных наблюдателях, которые по новой редакции закона могут быть лишены аккредитации в случае вмешательства в ход референдума. Разногласия вызвала юридическая казуистика: считать это нарушением нормы международного или гражданского права. Быстро уточнив позиции, приступили к голосованию. И здесь случился определенного рода казус: по предложению Сергея Миронова процедуру пришлось повторить: не хватило одного голоса до необходимого конституционного большинства. После того как два опоздавших члена верхней палаты Федерального Собрания заняли свои места, барьер в 134 голоса был преодолен.


Позднее Александр Вешняков признался журналистам, что в тот момент, когда были показаны первые результаты, он изрядно поволновался, но в то же время был уверен, что это недоразумение возникло лишь в силу того, что из ста семидесяти членов Совета Федерации в голосовании приняли участие сто сорок. Он выразил удовлетворение окончательным решением сенаторов, заявив, что трудности в проведении референдумов кажущиеся. Их не будет. Если соблюдать все юридические нормы, предписанные законом.