Сенаторы против тарифов

27 января 2005

Вчера Совет федерации на “правительственном часе” пытался разобраться, почему
с 1 января подскочили тарифы на коммунальные услуги. На ковер были вызваны
руководители Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков, Федерального
агентства по строительству и ЖКХ Владимир Аверченко и Федеральной
антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.


Сергей Новиков объяснил, что рост оптовых тарифов в регулируемых секторах в
среднем по стране не превысил заданных правительством на 2005 год предельных
уровней (электроэнергия – 9, 5%, газ – 23%, железнодорожный транспорт – 12 %).
Таким образом, ФСТ и региональные энергетические комиссии (РЭК), устанавливающие
тарифы, никаких нарушений не допустили. “Все решения в рамках предельных уровней
являются взвешенными и учитывают специфику каждого региона”, – заверил он. В
“необоснованном” же росте тарифов на коммунальные услуги для населения (их ФСТ
не регулирует) виноваты устанавливающие их местные власти. В ряде регионов
платежи за коммунальные услуги увеличились на 40-70% (в среднем на 23, 3% по
сравнению с декабрем), в то время как тарифы на более всего подорожавший газ
составляют лишь 9% в себестоимости коммунальных услуг. “Нужно собрать местных
руководителей и задать им в лоб вопрос: „Что вы делаете?””, – предложил
руководитель ФСТ и сам же ответил на этот вопрос. Оказывается, в некоторых
регионах снизили норматив потребления газа (по регулируемым ценам). В результате
население стало платить за газ больше, хотя тарифы не выросли. Из слов главы ФСТ
также следовало, что завышение тарифов возможно при расчете коммунальных
платежей – ведь предельные тарифы на газ устанавливаются в гигакалориях, а
коммунальщики переводят их в плату за квадратные метры. Еще одна причина
неразберихи с коммунальными тарифами, по мнению Сергея Новикова, в сохраняющемся
перекрестном субсидировании между электроэнергетикой и теплоэнергетикой, между
регионами, между промышленностью и населением, а также зависимость коммунальной
энергетики от нерегулируемых секторов, в частности, поставщиков угля и мазута. А
там монополизм.


Тему монополизма развил глава ФАС Игорь Артемьев. По его словам, рост цен в
ЖКХ является результатом “сговоров и доминирующего положения”, а монополисты
“используют любые лазейки в законодательстве”. Например, “Мосэнерго” незаконно
устанавливает для товариществ собственников жилья двойные тарифы на
электроэнергию (как для коммерческих потребителей). Газораспределительные
компании совершают “притворные сделки”: сдают свое имущество в аренду друг
другу, а затем включают расходы на аренду в тариф. “Газпром” вытесняет с рынка
независимых поставщиков, в результате чего растут тарифы в регулируемом секторе
и издержки – в нерегулируемом. “Мы завели более 30 уголовных дел против
монополий, которые завышают тарифы для населения”, – заявил Игорь Артемьев и тут
же признал, что никакого эффекта от этого нет: штрафные санкции не превышают
десятков тысяч долларов, в то время как монополисты зарабатывают на росте цен
сотни миллионов.


С выводами чиновников не согласился председатель верхней палаты Сергей
Миронов:
“Все причины в необузданной политике РЭКов”, – заявил он и призвал
всех искать не виноватых, а решение проблемы: “Когда люди выйдут на улицу, им
будет плевать, кто виноват – местные или федеральные власти, или РЭКи”. Не
поняв, кто виноват, члены Совета федерации начали искать ответ на вопрос “что
делать?”. Владимир Германенко от Алтайского края предложил местным властям
централизованно скупать электроэнергию для населения и продавать ее по низким
ценам. Вячеслав Новиков от Красноярского края заметил, что проблему
перекрестного субсидирования можно решить лишь за 10 лет, а пока надо хотя бы
разнести повышения тарифов и монетизацию льгот в течение года, чтобы не
перегружать население. Эти предложения не были поддержаны.


Неожиданное решение проблемы предложил Сергей Новиков: “Нужно искать
источники для роста доходов населения”. Из его слов следовало, что тарифы, к
сожалению, все равно будут расти. Владимир Аверченко двинулся в этом же
направлении и предложил снизить федеральный норматив для получения населением
субсидий на оплату коммунальных услуг с 22% (доля расходов на комуслуги в доходе
семьи) до 10%. Однако, по его словам, на это из бюджета надо 150 млрд руб. На
этом дискуссия зашла в тупик, поскольку без представителей Минфина обсуждение
стало бесполезным.


В итоге Совет федерации в своем постановлении порекомендовал правительству не
переводить население на 100-процентную оплату коммунальных услуг в следующем
году, установить стандарты оплаты жилья и комуслуг на федеральном уровне и
предусмотреть в федеральном бюджете помощь регионам, которым придется расширять
субсидии гражданам на оплату комуслуг.


Ирина Граник.


Источник: ("Коммерсантъ"-27.01.2005.-№013.-с.2)