13 марта 2009
Шведский парламент признан в мире как образец истинного демократизма
Среди “экономических чудес” нашего времени Швеция занимает свое особое и почетное место. Всего лишь за несколько десятилетий бедная аграрная страна превратилась в одно из богатейших и самых высокоразвитых индустриальных государств. Паровая турбина, шарикоподшипник, телефон, молочный сепаратор, упаковка тетрапак – это и многое другое имеет шведское происхождение. А еще страну характеризуют прочные связи между прошлым и настоящим, смелые преобразования в общественно-политическом устройстве.
КОРОЛЕВСТВО ДЕМОКРАТИИ
Сердце Стокгольма – Старый город, или “Гамла Стан”, расположен на островах, соединенных мостами с другими районами столицы. Именно здесь находится построенный в 1754 году Королевский дворец, который со своими 608 комнатами является самой крупной в Европе действующей монаршей резиденцией.
Буквально через мостик на островке Хельгеандсхольмен стоит шведский парламент – риксдаг. Соседство Королевского дворца и риксдага символично, так как эти, как принято сейчас говорить, “ветви власти” переплелись давно и прочно. Риксдаг ведет свою историю от созыва 1435 года, целью которого стало обсуждение государственных дел дворянским съездом в качестве противовеса абсолютной власти короля.
Сегодняшний парламент Швеции можно назвать образцом демократичности. Избирательная система достаточно универсальна и объективна – она предусматривает правило национального и местного барьеров, право избирателя голосовать не только по партийным спискам, но и за конкретных кандидатов, пропорциональное представительство партий в риксдаге (причем помимо 310 “твердых” мандатов существует 39 “уравнивающих”, которые обеспечивают максимальную пропорциональность). Еще одна особенность шведского парламента – один из самых высоких в мире уровень представительства в нем женщин: 47, 3 процента.
БЕЗ КЛАССОВЫХ РАЗЛИЧИЙ
Показателем не только достаточно совершенной избирательной системы Швеции, но и зрелости гражданского общества является высокая явка на выборы. В последних из них в сентябре 2006 года приняли участие 82 процента зарегистрированных избирателей! По традиции среди семи вошедших в риксдаг партий первенствовали социал-демократы (35, 3 процента голосов), однако коалиция партий буржуазного толка в итоге буквально на один голос превзошла в парламенте сторонников социал-демократов.
Такое поражение социал-демократы не терпели с 1921 года. Впрочем, правый альянс, сколоченный буквально накануне выборов, скорее всего – временный и, следовательно, не очень прочный союз. Социал-демократы, перешедшие сейчас в “жесткую оппозицию”, рассчитывают после выборов 2010 года вновь стать в риксдаге хозяевами. Недаром предыдущий лидер социал-демократов и премьер-министр страны Горан Перссон заявил: “Мы проиграли выборы, но мы непобежденная партия. Мы продолжим борьбу”.
Сегодня социал-демократы продолжают эту борьбу под руководством первой женщины в качестве председателя партии Моны Салин. Своей целью, согласно принятой еще в 2001 году новой программе, партия ставит “единое общество… без классовых различий, без сегрегации по признаку пола или этнической принадлежности”. Социал-демократы выглядят явно предпочтительнее в ситуации, когда их оппоненты ратуют за приватизацию и в условиях кризиса не спешат поддержать оказавшиеся в сложном положении экономические структуры.
В ходе недавнего визита в Швецию Председатель Совета Федерации и лидер “Справедливой России” Сергей Миронов после встречи в штаб-квартире социал-демократов с Моной Салин рассказывал, что накануне она поздно ночью вернулась из северного региона страны, где находится автоконцерн “СААБ”. Там сейчас большие проблемы, проходят мощные забастовки. В прошлом году “СААБ” понес убытки в сумме 300 миллионов евро, в этом – ожидаются не меньшие. Нынешнее правительство отказывается решать проблемы концерна, и именно Социал-демократическая партия Швеции выступила с инициативами по поддержке его работников. Нетрудно предположить – за кого они отдадут голоса на очередных выборах. Кстати, уже сегодня Салин называют самым популярным политиком в Швеции.
ОТ НОБЕЛЯ ДО УЛАНОВОЙ
Возвращаясь к королевской жизни, напомним, что ежегодно Его Величество покидает 10 декабря свою резиденцию для того, чтобы в Копенгагене вручить в этот день очередным лауреатам Нобелевские премии по физике, химии, физиологии и медицине, литературе и экономике (Нобелевская премия мира вручается в Осло).
Память Альфреда Нобеля увековечена в Нобелевском музее, расположенном на Стурторьет в самом центре Старого города в Стокгольме. Есть в нем материалы, связанные с жизнью и деятельностью Альфреда Нобеля в Петербурге. В России он прожил со своей семьей с 1842 года до начала 1860-х годов, здесь же получил образование.
А вообще семья Нобелей пребывала в России до 1918 года и за это время оставила заметный след. Нобели первыми в нашей стране стали строить пароходы с гребными винтами, заложили прокатный стан, основали российскую нефтяную промышленность, изобрели новый способ производства из нефти дешевого керосина и т. д.
Впрочем, и в Стокгольме остался приметный “русский след”. Например, Русский двор – так с середины XVII века называется место, где в те времена находились торговые ряды русских купцов. Здесь, в Русском заливе, у острова Юргорден, на пороге Стокгольма, стояли купеческие суда, поскольку они не допускались к швартовке в центре города.
У залива находится дворец, возведенный повелением Николая II в качестве подарка на свадьбу шведского принца Вильгельма и княжны Марии Павловны Романовой. Сейчас в этом здании расположено итальянское посольство. А перед бывшим зданием стокгольмского музея танца стоит памятник Галине Улановой, содействовавшей Шведской королевской опере.
“ВАСА” – “ТИТАНИК” XVII ВЕКА
На том же острове Юргорден находится знаменитый музей одного корабля – “Васа”. Несмотря на драматические обстоятельства его появления, сегодня он считается исторической гордостью Швеции.
Почти за триста лет до гибели “Титаника” подобная трагедия произошла в гавани Стокгольма. Правда, ее причиной стал не айсберг, а шквал ветра. Флагман военно-морских сил Швеции “Васа”, названный в честь королевской династии, должен был стать самым крупным и скоростным по тому времени кораблем. Для строительства судна король Густав II Адольф не жалел ничего. На него была истрачена значительная часть государевой казны. Были привлечены лучшие корабельные мастера, в том числе из Голландии, художники, скульпторы. Однако стремление к красоте и мощи сыграло злую шутку. Украшенный почти 700 скульптурами и тяжелым вооружением – 64 пушками общим весом в 72 тонны корабль потерял необходимую устойчивость, поскольку центр тяжести сместился сильно вверх.
10 августа 1628 года при большом скоплении народа “Васа” был спущен на воду. На его борту кроме команды находились гости и члены семей экипажа. Однако путь судна оказался коротким – через 1300 метров боковой шквал ветра накренил его на правый борт, через люки для орудий на нижние палубы и в трюм хлынула вода, и спустя всего несколько минут “Васа” затонул.
“Всплыть” ему помогли через 333 года – 4 апреля 1961 года “Васа” был поднят и отбуксирован в сухой док. После 30-летней работы археологов и реставраторов был открыт музей “Васа”, который сейчас внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
О “СЕВЕРНОМ ПОТОКЕ”
Любое, даже очень доброе соседство временами сопровождается разногласиями. И сегодня не только некоторые “исторические вопросы”, но и современные темы становятся предметом дискуссий между нашими странами. Это проявилось и во время февральского визита делегации Совета Федерации РФ в Швецию, в ходе него постоянно затрагивалась тема газопровода “Северный поток”. Как известно, шведская сторона в отношении этого проекта более чем щепетильна.
Сергей Миронов в связи с этим напомнил, что на экологическую экспертизу “Северного потока” потрачено более 100 миллионов евро. Ни по одному из захоронений химических зарядов трасса не проходит, что документально подтверждено. Судно для укладки труб не будет использовать якорную стоянку. Хотя наша сторона раз за разом снимает эти вопросы и опасения, с другой стороны все время возникают новые.
Понятно, что в подобных ситуациях часто превалируют не только доказательства экономической целесообразности и экологической безопасности, но и политические мотивы. Поэтому важно, чтобы шквалы разногласий не опрокинули судно европейской безопасности, в том числе энергетической.
Источник: "Парламентская газета" (Москва).-13.03.2009.-№013.-с.16