24 июня 2005
Россия выдавливается из морепользования другими морскими державами. К такому выводу пришли на заседании “круглого стола” “Морская деятельность Российской Федерации: состояние и проблемы законодательного обеспечения”, прошедшего в Совете Федерации.
Присутствовавший на заседании председатель палаты Сергей Миронов заметил, что двадцать первый век пройдет под знаком освоения океанского шельфа. “Работать в океане, вести международные переговоры всегда спокойней, когда осознаешь, что где-то неподалеку или же в открытом океане находятся корабли под Андреевским флагом”, – заметил спикер. При этом он заявил, что морская политика нашей страны должна быть переосмыслена на длительную перспективу. У руководства России есть осознание разрушительных последствий либерализации морской экономики, которая проявилась в 90-х годах прошлого столетия.
В экономической сфере на состояние национальной безопасности в области морской деятельности наибольшее влияние оказывают морские перевозки, промышленное рыболовство, освоение морских минеральных и энергетических ресурсов. А также работа судостроительной промышленности.
Современное положение России в мире и условия ее развития, по мнению участников “круглого стола”, ставят перед органами государственной власти задачу незамедлительной выработки системы дополнительных мер, направленных на решение проблем морской деятельности России. По словам председателя временной Комиссии СФ по национальной морской политике Вячеслава Попова, Концепция национальной безопасности РФ чрезвычайно узко трактует национальные интересы России в Мировом океане. “Она требует серьезной доработки в складывающихся условиях”, – заметил он.
Председатель, комиссии рассказал о том, что в настоящее время реализация решений в сфере национальной морской политики затруднена, так как в их выполнении участвуют ведомства с часто не совпадающими позициями. В России не существует единой морской администрации или органа, координирующего деятельность различных ведомств в области мореплавания и защиты окружающей среды. Функции администрации рассредоточены между значительным числом федеральных органов исполнительной власти, а часть и вовсе утеряна.
Кроме этого сохраняется ряд негативных тенденций, препятствующих развитию отечественного судоходства. Продолжается интенсивное физическое и моральное старение российского морского флота. Сокращается флот под российским флагом, сокращается конкурентоспособность, участие в обеспечении внешней торговли России снизилось до 4 процентов. Непринятие со стороны государства реальных мер по созданию условий для обеспечения приоритетного участия российских судоходных компаний в национальных внешнеторговых перевозках ведет к полному захвату отечественного рынка транспортных услуг иностранным флотом. При этом, считает Вячеслав Попов, у России есть все возможности освоения не менее 50 процентов национальной грузовой базы.
Комиссия СФ по национальной морской политике намерена выработать ряд мер, которые предотвратят стагнацию российского морского судоходства, в том числе разработать Концепцию национальной безопасности России, где будут закреплены интересы РФ в Мировом океане.
Александр Ржешевский
Источник: ("Парламентская газета" (Москва).-24.06.2005.-№111.-с.2)